15 игр с крышками
Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное — собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:
- имеют простую форму,
- имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер — очевидные, и еще один — материал, из которого изготовлены (большинство — пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие),
- они легкодоступны.
Собрать коллекцию разноцветных крышек легко. Больших и маленьких, пластиковых и жестяных. Все мы покупаем соки, йогурты, минералку, соусы и прочие продукты с завинчивающимися емкостями. Сначала я собирала все крышки подряд, потом, когда набралось довольно много, уже стала выбирать по недостающим у нас в коллекции цветам, необычным размерам.
Итак, как играть? Постаралась расположить игры по мере усложнения, начиная с «младенческих».
- Просто перебирать. Дети любят баночки с разными разностями, содержимое которых можно просто перебирать, ощупывать, раскладывать по кучкам. Одной из таких коробочек и стала у нас «крышечная». Помимо нее есть еще контейнеры с камешками, ракушками, кусочками поролона, но о них — в следующий раз.
- Сортер. Первой самодельной игрушкой для дочки стал вот такой крышечный тренажер, который со временем оброс еще и функцией сортера.
Можно в качестве емкостей для раскладывания крышек по размеру использовать просто несколько баночек с отверстиями разного диаметра, не объединяя их под одну коробку, как здесь. Или в коробке вырезать несколько отверстий, подходящих под разные диаметры имеющихся крышек.
- Изучаем цвета. При желании можно собрать крышки всех цветов радуги, сначала просто называть цвет крышки, которую взял ребенок, потом просить найти крышку определенного цвета.
- Радуга. Финишем предыдущего свойства крышек — разноцветности — является выкладывание ребенком радуги.
- Сравнилки. Что можно у крышек сравнивать? Цвет — само собой, а также размер (больше, меньше, самая большая, средняя), количество (каких крышек больше — зеленых или красных?). На крышках также можно отрабатывать понятия «разные» и «одинаковые».
- Сортировка. От сравнения отличается тем, что там обычно берем 2-3 предмета и сравниваем по разным признакам, а здесь раскладываем уже все множество крышек, по тем же параметрам: 1)цвету, 2) размеру, 3) материалу (пластиковые или железные, например). На картинке выше — сортировке по цветам, а на этой — по размеру: крышки самые большие, средние и самые маленькие.
- Мозаика. Крышки можно использовать для создания образов, как из крупной мозаики. Вот такой цветочек, например.
- Выкладываем ряды. Опять работаем с цветом и размером. Простые ряды — выкладывание одинаковых крышек в ряд. Посложнее — последовательности из 2-3 разных крышек (желтая-зеленая, белая-синяя-красная). Для усложнения добавляем второй признак (маленькая белая — большая синяя).
- Строим пирамиду. Крышки выкладывать можно не только в ряд, но и в высоту. Можно поиграть в игру: кладем крышки по очереди, сначала мама, потом ребенок, на чьем ходе башня рухнула, тот проиграл.
- Крышечный конструктор. Еще один вариант трехмерного строительства из крышек, только тут нужны одинаковые по размеру.
- Считаем и изучаем количество. Крышки — прекрасный счетный материал для изучения прямого и обратного счета, тренировки определения количества «на глаз», сравнения множеств (о них уже упоминалось выше).
- Предметы-заменители. Это когда любой простой предмет может стать в детской игре чем угодно. До этого ребенок должен дорасти, а взрослый — показать, как это делается. В наших играх крышки чаще всего становились монетками для игры в магазин, продуктами, посудой, грузами для перевозки в машинках.
- Еще один вариант крышек-заменителей… персонажей. Дочь сама предложила такую игру. Самая большая крышка — папа, поменьше или такая же — мама, маленькие — дети. Каждая семейка имеет свой цвет. Они могут ходить друг к другу в гости, старшие — усесться рядком, дети — водить хоровод и т.д. Семьи могут быть с 1-2 детьми, а могут — и многодетными!
- Игры «мемори». В одинаковые крышки легко поместить небольшие парные картинки (наклейки, нарисованные от руки или вырезанные из газет или журналов — и вот вам классическая игра «мемори»! Собственным комплектом я никак не займусь, поэтому взгляните на «мемори» в блоге мамы-выдумщицы Олеси Широковой (наш проект-побратим).
- «Крестики-нолики». Игра готовится моментально. На листе от руки расчерчиваем «поле», берем несколько крышек двух цветов и играем!
- Любые игры с фишками. Крышки могут стать игровыми фишками для «бродилок», других настольных игр, даже шашками и фишками для нардов (нужно только набрать 2 комплекта одинаковых по размеру крышек двух цветов). Картинка — из интернета, потому что у нас есть дорожный набор шашек с фишками.
Замечательные идеи! Мы тоже очень любим игры и игрушки с крышечками (затрат никаких, а пользы — море) «Мемори», «Крестики-нолики», сортеры, фишечки для сенсорного мешочка… Собираем их по всем родным и знакомым. Если на крышечках есть надписи, их можно заклеить кружочком цветной бумаги (или самоклейки). Кстати, если для изготовления игры нужны одинаковые крышечки — обратите внимание на коробки-тетрапаки с молочными продуктами) мы каждый день пьём топлёное молоко, йогурт. за неделю можно собрать много беленьких крышечек). Да,а самым маленьким можно сделать прорезь в большой крышке от банки или стенке пластиковой бутылки и просто просовывать их в банку или бутылку)
Спасибо за очень интересную статью, я отметила для себя кое-что интересное. Мы с дочкой играем крышками от детского питания, коллекционируем крышки разных цветов. Крышки от бутылок пока не даю, потому что она пока маленькая и берет крышки в рот.