Я в очередной раз пересмотрела план занятий с дочкой и хочу поделиться примером и шаблоном с вами. Авось кому-то это поможет составить собственную программу. Скачать можно тут, а пояснения, что это такое и как составлялось – они ниже.

Чем меня не устроил предыдущий «плод методических исканий» — чек-листы для разных возрастов? Мне он по-прежнему нравится, и я его раздаю своим подписчикам с комментариями и рекомендациями по заполнению здесь.

Однако по ряду причин захотелось что-то новенькое испытать. И причины эти следующие.

Во-первых, я стала замечать, что многие пункты из своих чек-листов выдаю уже на автомате, без всякого учета и планирования. Нужные вопросы и задания на такие базовые темы как сравнения, счет, цвета, формы и подобные, которые можно придумать к любой игре и любому сюжету, придумываются сами собой. О том, как затронуть сразу несколько тем, рассказывая сказку, писала тут.

Во-вторых, у дочери возраст приближается к 3 годам, возможностей и «соображалки» все больше. Интересы тоже меняются. Раньше я практически игнорировала занятия по темам, тематические недельки, потому что не видела у дочери желания долго заниматься по какой-то одной теме (времена года, наш дом, фрукты-овощи и подобные). А может, самой не хотелось долго в одном предмете копаться.

Теперь же, удерживая в голове разные тревожные для мам мысли вроде «после трех уже поздно» и наблюдая за дочерью, мне почему-то захотелось попробовать именно по темам позаниматься, расширить представления дочери о мире «вглубь». Потому уровень ее познаний, словарный запас и та же «соображалка»  — все то, чем мы занимались в последний год – теперь меня вполне устраивают.

Собственно, новый план-шаблон для ежедневных и еженедельных занятий – это попытка соединить планирование по сферам развития (речь, логика, сенсорика и т.д.) и тематическое планирование. А также «пришить» сюда шпаргалки, которые я уже не раз рекламировала как очень полезный для мам инструмент. Например, здась.

Вот что получилось. При составлении собственной программы занятий важны два момента:

1)      Содержание. Что будем развивать, по каким направлениям, где брать материал и так далее.

2)      Структура. Как все это оформить, чтобы удобно было пользоваться.

Начнем с содержания.

В целом я умерила аппетиты: дочь на полдня ходит в домашний садик, где с ней тоже довольно плотно занимаются, плюс время на самостоятельные игры тоже должно быть. Поэтому в планах оставила по 4 сферы для ежедневных  и для еженедельных занятий, а также несколько ритуалов и традиций, которые хотела бы развивать.

Ежедневка получилась такая: развитие речи и физическое развитие (это само собой), к ним в плюс – цикл «Природа» (имеется в виду наблюдение за погодой, опыты с природными материалами, акцент именно на окружающую среду, природу нашей страны – африканскими и прочими экзотическими животными дочь уже «переболела»), а также социально-бытовое развитие. Сюда я отнесла любимые ролевые игры с отработкой правил поведения в обществе, эмоциональное развитие и все, что связано с бытом и взаимоотношениями людей.

В ритуалы попало то, что мы еще иногда забываем делать: слушать музыку (динамично, с танцами и «просто слушать»), обсуждать итоги дня. Остальное – это новшества.  Я решила поставить эксперимент над собой и над дочерью и попробовать позаниматься по комплексу готовых занятий. Тот, что попался мне, очень органично вписался в мои желания понаблюдать за природой и начать приобщать ребенка к достижениям культуры. Раньше я чужие разработки использовала только частично: брала презентации или отдельные игры. Потом обязательно расскажу, что получилось.

В еженедельный план попали такие 4 пункта:

Творчество. Ежедневно творить у нас никак не получается, другие теперь у дочери интересы. А если время от времени – с удовольствием. Поэтому – в еженедельный план.

Математика и логика, а также общее развитие. В фоне эти направления и так каждый день у нас «проскальзывают», а давать задания по альбомам, специальные игры ежедневно мне показалось утомительным для меня и для ребенка.

Естественный цикл. Название недетское, но надо же было как-то обозначить все это: основы географических представлений (о нашей планете, о рельефе, материках и океанах, погоде), животные и растения различных частей света, простейшие физические опыты  и первые представления о таких общих понятиях как воздух, вода, земля и т.д.

Гуманитарный цикл. Сюда я отнесла рассказы по истории и игры по их мотивам, знакомство с произведениями искусства, с бытом и традициями народов мира. С культурным наследием, одним словом. Скажете, рано? Почитайте Сесиль Лупан.

Почему сфер 4, когда дней в неделе 7, или 5 – без выходных? Во-первых, потому что я других приоритетов просто не придумала, во-вторых, что-то можно и повторить, а особо интересные темы растянуть и на два дня.

Пятым блоком я сюда включила перечень всех методических пособий и «базовых игрушек», которые у нас имеются «на вооружении». Чтобы банально про них не забывать. Бывает у нас такое, что о какую-то очень полезной игрушке по несколько недель не вспоминаем.

Когда с содержанием определились, встает вопрос, как все это оформить.

В чек-листах мне импонирует идея ставить отметки отвыполнении. Это и самоконтроль, и самоанализ, и поощрение, и много что еще. Поэтому графу с отметками на 2 недели (14 клеточек) я оставила. Причем, забегая вперед, скажу, что в момент придумывания и выхода статьи мы находились в гостях, из инструментов у меня были бумага, ручка, красный маркер и прозрачный скотч (и никакого принтера), поэтому в процессе ручной сборки пришла такая идея: если клеточки о выполнении заклеивать полоской прозрачного скотча и ставить на ней отметки маркером или фломастером, план становится многоразовым: все эти отметки легко стереть и начать заполнять заново. Это версия — «очень черновик»: хотелось сделать быстро, а времени было от силы полчаса.

SONY DSC

И ежедневный, и еженедельный лист делится на 5 частей (4 выбранные сферы + 1). Под заголовком приклеивается карман, туда по задумке должны попадать карточки с идеями, чем заняться по данному направлению на этой неделе. Например, нашли интересную пальчиковую игру – сразу выписали на маленький листочек и вложили в нужный карман. А на самих карманах – список, скажем так, видов занятий. В чек-листах это были подпункты в каждой из сфер. Например, «Физическое развитие»: зарядка, фитбол, игры с мячом, спорткомплекс и т.д. А в кармане – конкретные игры – с мячом, фитболом, новые стишки для зарядки. Отработанные карточки можно собирать в игротеку. Например, в органайзер с прозрачными файлами. Раз карточки небольшие, удобен будет формат А5 или фотоальбом 10х15 с прозрачными карманами.

Как я уже писала, в ежедневном плане бонусом идет список ритуалов/рутин, тоже с отметками о выполнении, т.к. это по сути самый важный список на внедрение, и с карманом для идей. К примеру, у нас легкая проблема – ребенок разлюбил купаться. Стала актуальной тема игр в ванной. Активно собираю идеи.

В еженедельном плане 5-й блок – это список пособий и игрушек, с карманом для идей, как еще их применять или какие пособия сделать/купить.

Вот такая система родилась, как всегда за одну ночь. Уточню еще раз, составляла для ребенка примерно 3-хлетнего возраста. Для более старшего тоже должно подойти, для детей помладше – разве что идею оформления и организации материала взять.

Шаблон в формате doc, то есть полностью редактируемый, скачивайте по ссылке. Украшать ничем не стала: нормальный рабочий план. Буду рада отзывам и комментариям, насколько удобно пользоваться (если решитесь применить).

SONY DSC

А вот компакт-версия того же плана. Во-первых, посимпатичнее )). Во-вторых, два листа А4 физически не вместились в мой «домашний офис» на холодильнике, к которому я очень привыкла. Посмотреть, что туда еще входит, можно здесь и здесь. Эти листы пришлось вешать очень низко, и дочь мне их все время приносила: «мама, это твое».

 

В третьих, наметилось вдруг тяготение к «сделайсаму», а не к сделанным на компьютере версиям. Заметила, что когда пишешь руками, в голове откладывается лучше, а подобные планы, собственно, и нужны, чтобы лучше уложилось и побыстрее внедрилось.

Тут я уже не случайно, а специально проклеила полоску для отметок о выполнении тонким скотчем, сделав план многоразовым: отметки маркером прекрасно стираются по истечении 2 недель. Блок «список пособий» отпал за ненедобностью: немного поработав с черновой версией плана, я «вспомнила» про них и стала чаще доставать. А «ритуалы» переехали на отдельный листок, в пару к моему личному списочку полезных привычек на внедрение.

Теперь «пульт управления» домом в окончательном (вряд ли) виде выглядит так:

SONY DSC

Я никого не призываю следовать в точности моим путем, у каждого он свой. Например, история, география и МХК для малышей – это мой личный «бзик». Тем не менее надеюсь, что кому-то мои объяснялки, зачем и почему, помогут выбрать свое важное и нужное.