Мои дети суперсамостоятельны в игре, и чем дальше, тем больше. Полгода назад я бы назвала их просто самостоятельными. Сейчас они могут играть и заниматься творчеством часами, и мое вмешательство не требуется. Да я вообще боюсь лишний раз показываться на горизонте этой кипучей деятельности, чтобы не спугнуть! А то вспомнят еще ненароком, что обедать пора или  книжку читать, с мамой.

Я бы и рада поделиться какими-то секретами, как так получилось, только их нет. Или я их не считаю секретами. Смотрите сами.

  • Дети подросшие. Им  6 и 3. Конечно, о роскоши самостоятельной игры не было и речи, когда каждый был малыш-малыш. В 2 года я у обоих своих детей наблюдала достаточный уровень  «социальности», чтобы общаться не только с мамой, а с кем угодно и с другими детьми тоже. И способности, и тяга к этому была.
  • Детей двое. Это уже банда. Разница в возрасте – 3 года, поэтому они не настолько далеко друг от друга ушли в развитии, чтобы испытывать трудности в выборе сюжета для игры и в совместных активностях.
  • Я вложилась временем и силами хорошо в старшую и получаю дивиденды. Второй ребенок потребовал в разы меньше усилий. Он  «как-то сам» научился играть в сюжетные игры, считать до пяти, мастерить руками, узнал много фактов про природу. И все это благодаря сестре. Она взяла над ним шефство, все объясняет, растолковывает, показывает. Включала в свои игры брата с младенчества, и вот он включился по полной.
  • Я научила детей играть. И, опять же, больше возилась с Ириной. Из раза в раз показывала малышке, как куклы пьют чай, укладываются спать, как их возить в коляске. Потом сюжетов и персонажей стало больше:  зверушки-игрушки, перчаточные и пальчиковые куклы, карточки с героями и мы сами как активные игруны и актеры. Мы разнообразно, как мне казалось, играли: принцессы, индейцы, ковбои, космонавты. То, что придумывают они сейчас, в моей голове не накреативится ни за что. Как, например, можно соединить салон красоты и парикмахерскую с автомастерской? Это придумано, чтобы и девочке, и мальчику интересно было. И это они «Тачки» не смотрели, где персонажи-машинки занимаются всем на свете. И птеродактили-спасатели у них были, и межнациональные балы. У детей природная фантазия бьет ключом, безусловно, но познакомить с некоторыми правилами игры, развития сюжета, с «культурой игры», я считаю, должны родители. Тогда на этой базе дети напридумывают столько, что им не будет скучно, и маму они тянуть не будут за рукав: мол, поиграй со мной!

Как заиметь эту базу, если вы и правда считаете, что не умеете играть с ребенком? У меня есть мини-тренинг по прокачке игрального навыка. Подробнее здесь>>

  • Я имею твердую установку, что дети в состоянии без меня провести какое-то время и подождать. Потому что у меня есть дела, и не всегда они связаны с детьми и их обслуживанием, и я не обязана их прерывать по первому требованию. Если что-то захотел, либо жди, когда мама сможет тебе помочь, либо сделай сам. Это больше касается бытовых навыков и самообслуживания, но на игре тоже сказывается. Сами добывают игрушки или играют тем, что в состоянии достать. Если сломалось что-то, ждут, пока смогу починить, а пока заменяют игрушку чем-то другим (тренируют креативность!).  Иной раз наблюдаю, что мамы, которые жалуются, что ребенок без них ни минуты провести не может, либо боятся его одного оставить, либо искренне убеждены, что без них он не справится. В чем и видят постоянно подтверждения в его поведении. Как повернуть эту цепочку в обратную сторону? Поменять установку, убеждения. Да, я для тебя самый важный в жизни человек, но мне иногда надо побыть без тебя (и даже из дома выйти безе тебя!), а ты можешь быть сам.
  • Я даю детям поскучать. Да, нытье «мама, ну поиграй!» бывало. Я не склонна прерывать свои занятия, но детей люблю, поэтому говорила часто так: давайте я за 10-15 минут все свои дела закончу, и к вам приду. Либо перечисляю., что конкретно нужно сделать. Да, поиграем, только я приберу на кухне после обеда: вымою посуду, помою пол. Как правило, за эти 10 минут дети уже придумывают что-то такое, что я уже и не нужна. Потому что было скучно, и включился мозг: Чем себя занять? В этом и подстава позиции «мама – вечный аниматор». Зачем ребенку придумывать игру, если его все время развлекают?
  • Мама действительно чем-то занята, помимо детей, и дети в курсе, что это важно. Я объясняла неоднократно и необходимость работы по дому, и что я делаю за компьютером, и почему мы не можем прямо побежать играть сразу после прогулки или после приема пищи.
  • Я их хвалю, фотографирую, рассказываю родственникам по телефону, что они придумали. Они понимают, что их игры одобряются, они классные, они придумают еще.
  • У детей шикарная игрушечная база. При чем она не из шикарных игрушек состоит. Просто она способствует игре, и подходящие по возрасту и максимально универсальные игрушки у них в постоянном доступе. А также масса всего для сюжетных игр: костюмы для переодевания, куклы, зверушки, кукольная мебель, конструкторы (из которых они научены строить что угодно), приспособления для создания «домиков» тоже не скрываются: спортивный комплекс ,  стулья, пледы, подушки. И все это я обновляю, наблюдая за их интересами и сюжетами. Что добавить, что можно на время убрать? Игрушек у нас много, но каждый раз, когда я захожу в детскую с твердым намерением вынести оттуда половину, выясняется, что все  — нужное.

Мой личный способ проверить «нужность» — не заходить в детскую день. Да, бардак будет страшенный. Зато видно, что потребовалось за день, а какие наборы в игре не пригодились. Если из раза в раз их не трогают – убираем.

Все это не отменяет времени вместе. Мы по-прежнему веселимся и дурачимся, а я придумываю для нас приключения. По большей части, с учебной целью, для таких больших детей. А еще у нас посещения всего, что найдется интересного в городе и за ним, домашние дискотеки, вечерние чтения и прочие милые традиции.

Хотите вернуть детскую непосредственность в игре, как это было в детстве? Расслабиться и дать волю воображению, проводя время с детьми? Приглашаю на прокачку игронавыка>>