В качестве вступления – парочка общих принципов.

  • В выборе занятий я отдаю приоритет занятиям со старшей дочерью. Она потом малыша научит, да и он уже сейчас способен многое воспринимать.
  • Я очень стараюсь избегать аргументации «он маленький, ты большая». Когда не стараюсь, вижу, что такие объяснения действия все равно не имеют.

Первые полгода наших совместных занятий описаны здесь.

Продолжение – наш опыт занятий с двумя детьми, когда младший уже способен активно мешать старшей. В этом, собственно, главная сложность: несмышленыш все тянет в рот, хватает и рушит, внушениям еще не поддается, а залезть способен уже куда угодно: хоть по лестнице, хоть по дивану, хоть на окно.

Большой плюс этого периода – дети стали какое-то время играть вместе, придумывать совместные забавы, дочери можно поручить приглядеть за малышом на какое-то время.

В то же время мы слышим постоянно крики: «Мама, он мою башню сломал! Мама, он мои карандаши взял!» Я всегда считала себя противницей двухярусных кроватей, а тут всерьез о такой задумалась. Еще один вариант, будоражащий воображение – высокий барный стул и столик откидной, к стенке прикрученный. Папа-столяр тут не помешает.Поэтому наш временный вариант – занятия на подоконнике. Дочь сидит на своем столе как на скамейке, ножки свесив, а подоконник выполняет роль стола.

Еще один вариант совместного творчества, чтобы обезопасить дочь от вторжений брата в ее личное пространство – занятия за кухонным столом. Он широкий, с одной стороны Ирина, с другой – Паша под моим присмотром, которого я усиленно развлекаю выделенными для него карандашами, красками и кисточками, пока рисует старшая. Все дело обычно все равно заканчивается переползанием через стол, сметая все баночки, к любимой сестренке, но хоть какой-то выход. Очень жду время, когда они смогут договариваться и рисовать/лепить вместе. На фото — совместное творчество, совмещенное с опытами с цветным льдом.SONY DSC

Пока что вместе очень получается играть и дуреть, тоже неплохо, потому что какое-то время они способны занять друг друга. В некоторых играх, вроде катания мяча или догонялок с прятками, Паша уже практически полноценный партнер для Ирины. Плохо, что дур на них обычно находит перед сном. Вроде бы стой, умиляйся, как дети играют вместе, но соседей и режим – жалко.SONY DSC

Хватит о сложностях. На самом деле, организовать двух детей можно, и не обязательно на одно и то же занятие, но это требует некоторой расфокусировки внимания и постоянного переключения на два фронта, чтобы «всем поровну мамы досталось».

Например, читаем перед сном мы так: дочь сидит у меня на коленях или под боком, Паша радуется куче игрушек, разложенных тут же, на кровати. Все они мягкие, легкие, потому что юный кидатель может зачитавшихся нас чем-нибудь огреть от переизбытка чувств. Время от времени приходится чтение прерывать и направлять пашины усилия в мирное русло или демонстрировать новую игрушку. Вечное балансирование.

Если запланировано выстраивание какого-то «мира» или панорамки (с прстройками и мелкими фигурками), я стараюсь разделять собой детей, увлекая Пашу своими игрушками, чтобы он не вдруг добрался до Ирининых построек. Одной рукой с одним, другой помогаю строить второй. Мама – весы.

В сюжетные и разные «полезные» игры играем вместе, без всяких разделений. Паше дается посильная роль. Например, посетитель в кафе или грузчик в магазине. Практически в любом сюжете можно придумать занятие малышу: что-то подержать, поперекладывать, поперебирать, постучать. Объясняя что-то Ирине на игрушках, пособиях, на карте, или «на пальцах», надеюсь, что сидящий тут же рядом или на коленях Паша тоже что-то улавливает и «записывает на подкорку».

SONY DSC

На фото — посильная Паше и интересная Ирине игра: кто больше соберет орехов (Ирина — в образе):da6

Есть направления игр, которые у нас отлично проходят с двумя сразу. Это подвижные игры, занятия со спортивными снарядами, музыкальные игры и сенсорные.

Паша с рождения знаком со спорткомплексом (это мой «пунктик»), поэтому лазает практически на равных с Ириной. Она на батут – и он устремляется. Раньше, когда совсем был малыш, приходилось следить, чтобы она его не уронила, сейчас он привык равновесие держать сам. Если устраиваю дома полосу препятствий, Паша обычно первый добирается до всех снарядов. Разные движения на стихи и зарядки-песенки (как и пальчиковые игры) делаем так: Ирина самостоятельно, я – Пашиными руками и ногами. На фото: совместное покорение вершины. Паша обнаружил первый, что когда мама прибирается и ставит батут на крушу спорткомплекса, туда можно залезть!dva5

Детские музыкальные инструменты освоить в состоянии даже малыш до года, поэтому в домашние оркестры играем тоже вместе. Не пускаем Пашу только к синтезатору Casio, он тоже в семье игрушек, которые разрешены к использованию исключительно на подоконнике. Пусть поживет подольше, штука хорошая, а Паше отдан на растерзание игрушечный синтезатор попроще (все, что Ирина не доломала, он, думаю, в скорости завершит).

Последнее, что хочется отметить, это сенсорные игры. Очень долгоиграющей для обоих детей оказалась коробочка с лоскутками и подушечками разных цветов и фактур, а также образцами других материалов: дерево, резина, металл, стекло, пластик. Остальные сенсорные наборы тоже даю в совместное использование, под своим присмотром. Я их тех мам, кто не падает в обморок, наблюдая поедающего песок собственного ребенка, поэтому и крупа во рту меня не пугает. Поэтому во все, что можно перебирать (кроме кинетического песка, он все-таки дорогой, чтобы его просто съесть), играем тоже вместе.

Раз вспомнила про песок – и напишу еще про совместные прогулки. Я себе представляла это как конец света: детей, бегущих в разные стороны, одному – покачаться, другому – на горку. Оказалось, самый сложный момент – одевание, дальше у нас все вполне мирно происходило. Вспоминаю свои прогулки с дочкой – тогда единственным ребенком – в этом возрасте. Над ней тряслись, ее учили ходить по улице с помощью детских вожжей, она на горку, на лесенку – и мама туда же, согнувшись и страхуя со всех сторон от падения. Второй малыш этот барьер «только учусь ходить и еще часто падаю» благополучно пересидел… в коляске и в велокресле. Пока не научился крепко стоять на ногах в верхней одежде, в целях оперативности перемещений выгружался он в основном только на лужайки и в песочницы, туда, где более-менее мягко падать. Лестницы и горки прекрасно освоил на домашнем спорткомплексе, поэтому и на улице, когда до них дошло дело, страховать не пришлось. Он вообще по своему положению второго в семье более самостоятельный. Может занять себя сам, пока мама Ирину на качелях качает. И, слава богу, не имеет привычки убегать, как Ирина в его возрасте.

Все естественнонаучные опыты вроде собирания гербария, обнимашек с деревьями, разглядывания листьев и камешков, сбора природных материалов проводили вместе. Сын ездил и слушал наши беседы на тему природных явлений и смены времен года: почему ветер дует, почему осень настала, почему сегодня одели шапку. Опять же, надеюсь, все фиксировал.

Единственная сложность у нас была с посещением песочниц. Паше песок нравился, он его ел пригоршнями. Спасибо нашему холодному лету, что среди мы проводили не так много времени.

Если делать какой-то вывод, то он будет такой: занятия с двумя детьми этого возраста требуют от мамы одновременно сосредоточенности и быстрого переключения на разные виды деятельности (Жила-была Красная Шапочка…. Ууу, смотри, какой мишка, как мишка кричит???… Как-то раз отправила ее мама к бабушке… А посади мишку в машинку!…). Еще привычки. Пара-тройка месяцев с двумя детьми дома, и высаживание старшего из садика уже не будет  казаться такой проблемой. Способности все усложнять и упрощать, и быстро! На ходу придумывать занятия, главным образом малышу. Это легче, согласитесь?

Зато удовлетворения от таких совместных занятий я испытываю больше, это же два дела в одном! Хотя, не спорю, каждому ребенку в отдельности тоже нужно мамино внимание, обращенное только к нему, персонально.