Игр с природным материалом можно напридумывать очень много, главное – его собрать.

Вот наш осенний пример. За пару прогулок мы с дочкой насобирали в парке и на площадке множество «осенних радостей»:

  • листья разной формы, размера, цвета,
  • сосновые хвоинки и веточки ели,
  • ягоды рябины, черноплодки, плоды шиповника,
  • желуди,
  • шишки разных размеров и видов (еловые, сосновые, лиственничные),
  • кленовые «вертолетики»
  • цветы, их семена, «колоски».SONY DSC

Все это богатство хранилось в детской комнате на скатерти, играли с набором несколько дней.

Игры с природным материалом:

Знакомство с окружающим миром:

  • Объяснялки. Перебрали все, вспомнили, что от каких деревьев, почему листья опадают, что такое плоды… Приличную часть ботаники можно осветить с такой «наглядностью».

Творчество и воображение:

  • Ленд-арт: создание картин из природного материала. У нас была облегченная версия: мы просто выкладывали фигуры, узоры, никак их не закрепляя: собрали-разобрали, потом что-то еще сложили. Получались звери, дома, корабли, самолеты, пейзажи.
  • Поделки из природного материала. Делали традиционных человечков из желудей, ежей из семечек и шишек. Поделки у нас долго не живут обычно: дочь с ними играет, и к концу игры все разлетается на первоисточники: листики, палочки, кусочки пластелина. Тем не менее одну удалось зафиксировать, так как она была для садика. Это два семейства ежей на прогулке.SONY DSC
  • Рисуем листьями. Известный «фокус», когда раскрашиваем лист красками и ставим отпечатки на бумаге. Есть варианты творчества с восковыми мелками, использованием цветов в качестве кисточек и рисованием молотком (надо попробовать!)
  • Рябиновые бусы. Кто их не собирал в детстве?!
  • «На что похоже?» Брали листья и вместе придумывали, на что лист похож. Чаще всего это были разные звери. Прикладывали лист на белый листок бумаги и дорисовывали фломастерами образ.

Сюжетные игры:

  • Играем с созданными образами (те же человечки, ежики), с реквизитом (бусы) – у нас был салон красоты.

Логика и математика: форма, размер, цвет:

  • Сравнения. Сравнивали листья с разных деревьев (разная форма), с одного дерева (разный размер), листья похожей формы, но разных цветов.
  • Сортировка: листья разделяются по форме/цвету/величине.
  • «Продолжи ряд». Я задавала какую-либо последовательность, например, шишка-рябина-шишка, просила дочь продолжить. Игра чаще всего перерастала в выкладывание собственных дорожек из разных видов семян и плодов.
  • «Находилки». Придумывала задания по поиску среди всех наших «осенних даров». Например, маленький желтый лист дуба или самую большую щишку, три ягодки черноплодки или два одинаковых листа березы.

Через несколько дней, когда интерес поутих, часть собранного была выкинута – большие и порванные листы, увядшие цветы. Часть материалов, оставшихся целыми, перекочевала в отдельную коробочку – «осеннюю сенсорную» и теперь время от времени достается, либо как реквизит для игр (кукольная еда, например), либо как набор для конструирования (ленд-арт), либо просто поперебирать (сенсорика).