О чем может узнать ребенок благодаря набору фигур, которые можно насобирать практически в любом деревянном конструкторе? Куб, цилиндр, конус, параллелепипед… Рассмотрим, с какими именно понятиями помогут познакомиться детали конструктора.

Вот набор для примера, здесь  10 элементов:

  • кубик
  • толстый брусок, размером в 2 кубика.
  • 3 бруска: 2 одинаковых и 1, равный по длине им обоим
  • две треугольные призмы — «крыши»
  • цилиндр
  • конус
  • пирамида.

Приобрести такой набор (либо подобный) в качестве отдельного пособия или в составе конструктора вы можете в нашем магазинчике деревянных  игрушек (группа В контакте). А теперь — собственно к занятиям.

1. Ребенок получает наглядное представление об основных геометрических телах (фигура — это плоское изображение). Мама, естественно, называет их, включая трудновыговариваемый параллелепипед. Не на картинке, где художник попытался передать объем, а «в реале», когда можно пощупать, сравнивать, поискать различия и сходства.

2. О плоских фигурах тоже можно поговорить. Берем элемент, обводим пальцем (своим или ребенка) грань — «щупаем» квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Обведем деталь, поставленную на бумагу,  карандашом — получаем фигуру. Можно поиграть с тенями (при помощи лампы или фонарика). По сути, тень — математически наиболее точное представление о фигуре, ведь геометрические фигуры не имеют толщины.SONY DSC

3. Сравниваем размер. Больше-меньше. Берем детали одной формы, но разных масштабов. С треугольниками это нагляднее, с кубиком, в идеале, нужен куб в 2 раза больше. Хотя… можно рассматривать куб как частный случай параллелепипеда.SONY DSC

SONY DSC4.Сравниваем длину, ширину, высоту. Наиболее наглядно это получается на деталях с только одной отличающейся величиной. Например, для сравнения длины  берем детали с одинаковой высотой и толщиной, когда различается лишь длина двух деталей.SONY DSC

5. Показываем кратность (во сколько раз больше/меньше). В данном наборе можно на длинный брусок положить два коротких.SONY DSC

Сравнить толщину толстого и тонкого брусков (в 2 раза больше/меньше).SONY DSC

Подобный опыт можно провести и с толстым бруском и парой кубиков — вместе они тоже составят один брусок.

В более простом варианте это сравнение назовем «часть и целое», «целое и две половинки». Вот пример из другого набора.SONY DSC

7. Грани. Рассматриваем грани различных деталей (тел), считаем их, называем их форму. У пирамиды 4 треугольные грани, а у треугольной призмы («крыши») — только две. У кубика шесть одинаковых граней и т.д. Конус имеет только две грани.

8. Основания фигур, сравниваем основания. У многих фигур, если поставить их на определенную грань, будут равные основания. Например, у куба, параллелепипеда и пирамиды, у конуса и цилиндра, у треугольной призмы и параллелепипеда.SONY DSCSONY DSC

9. Сечения. Рассматриваем тело на уровне глаз — получаем сечение. Сечение конуса — треугольник, сечение цилиндра — квадрат. Сечение куба — тоже квадрат.

10. Строим сложные фигуры. Совмещаем, к примеру, брусок и большую треугольную призму и получаем пятиугольник (пересчитываем пальцем угля для верности). Совмещаем любые другие — получаем разные сложные фигуры с разным числом углов. SONY DSCПри наличии нескольких одинаковых «крыш» можно и правильный 6- и 8-угольник собрать, и звезду.

Еще одна интересная игра, которую при желании можно сделать довольно сложной (на проекции, на покрутить объемные детали во всех трех измерениях, на многовариантность) описана в отдельной статье.

При помощи деталей конструктора можно также объяснять понятия периметра, площади и многих других базовых геометрических понятий. А также сложение, вычитание, умножение, деление. Правда, потребуется больше деталей.