Люблю комплексные занятия с детьми проводить. Чтобы сразу несколько сфер развития зацепить. Или проработать одну, но с нескольких сторон и тогда уж разные ощущения задействовать – зрение, слух, осязание, чтобы тема ожила.

Моя любимая тема – животные. Видимо, это с детства. Я мало играла в куклы, у меня героями всех игр зверята были. Теперь это повторяется в сценариях игр с моими детьми. Результаты налицо: дочь очень рано выучила разных зверей, даже экзотических, сейчас активно пополняет знания о новых, неведомых зверях и узнает больше о знакомых с младенчества.

Отвлеклась. Сегодня я хотела показать, как у нас проходит такое комплексное зверозанятие с двумя детьми, одному из которых четыре, а второму – год.

Я использую:

  • карточки с изображением зверей (мелкие),
  • книжки-листалки, составленные из крупных карточек,
  • энциклопедии для детей,
  • звуковые плакаты и звуковые книжки,
  • игрушек-зверей: пластмассовых, резиновых, мелких и средних мягих,
  • мелкие фигурки из специальных коллекций и киднер-игрушки.
  • Привлекается также ноутбук с подключенным интернетом: презентации, видеоролики, картинки

Почему занятия получаются комплексными? Судите сами.

Можно просто показывать картинки ребенку, на карточках или в книжках, и называть, что изображено. Так с детьми-младенцами я и поступала. Дочь смотрела, сын – нет.  Это зрительное восприятие. Подключаем звук. Изображаем, как кричит/поет тот или иной зверь. Это слуховое восприятие плюс путь к звукоподражанию – развитию речи. Потому что сначала мы усиленно мычим и кукарекаем сами, потом просим повторять ребенка, спрашивать: «Как киска кричит?».

Далее в ход идет панотомима и мелкая моторика. Изображаем из себя кошек, мышек, жирафов, копируем характерные жесты и придумываем пальчиковые игры. Просим изобразить ребенка, когда ему возможности позволят. По ладошке могут бегать мышки/мушки, четыре пальца ходят по ладони – это любое четвероногое животное. Физическое развитие тоже может быть с зооуклоном. Зверозарядки: прыгай как зайчик или лягушка, ползи как уж, маши руками как ворона. Зверомассаж: вот слон по спине прошелся (кулаками), вот собачка пробежала (4-мя пальцами), вот цыпленок поклевал (щипы), вот стая голубей пролетела (пальцевый душ).

Соотнесение картинки и предмета. Вот лиса на картинке, а вот она – игрушка! Задание на развитие этого навыка – объемное лото, когда есть карточки с животными, и есть зверята в любом объемном виде, и нужно всех их расставить по карточкам имени себя. Вот пример такого задания с карточками и книжкой.SONY DSC SONY DSC

Математика, счет. Как и все на свете, животных можно считать. Особенно удобно, если есть из кого собирать семейки: три коровы, 2 лошади, 5 собак. Так можно и счет продемонстрировать и повторить, и примеры «в лицах» разыграть.

Пассивный и активный словарь приходит сам собой. Если зверей ребенку часто показывать, он их рано или поздно запомнит и научится называть.

Вот пример такого комплексного занятия, свеженького, только сегодня провела. Дело в том, что у меня «засолено» несколько десятков игр, которые сфотографированы, но никак не выльются в статьи и публикации. Поэтому решила сразу их оформлять и не тянуть больше.

Итак, мы играли с двумя детьми. Начали в гостях. Там была настольная игра «Кто где живет», купленная бабушкой и там и оставленная на ПМЖ. Качество печати и эстетика – ужасные. А Паша у нас игнорировал карточки до этого момента, вернее не смотрел, а начинал мять и жевать. А эти я ему решила дать на растерзание, не жалко. На удивление он их немного помял и стал разглядывать.SONY DSC Тут подключилась старшая дочь. Для нее все эти звери – пройденный этап, но она нашла как сделать занятие полезным себе: она стала играть с братом в школу. Он ученик, она – учитель, и она показывает зверей, называет их и изображает. Этакая учительница, не поступившая на актерский.

Дома мы эту тему продолжили, как раз сегодня. SONY DSCПодключили книжки-листалки, звуковой плакат с домашними животными и имеющихся зверей. Снова была школа, я – ассистент. Показывали малышу зверей в виде игрушки и подходящую картинку, потом Ирина включала звук с записью «как кричит». «На вырост» проговаривали, кто кому приходится мамой, кто — папой, кто- малышом. Благо, звуковой плакат «Знаток» учел и это, там есть отдельные «звуки» для барана, овцы и ягненка. «Ученик» внимал, иногда подражая тем зверям, которых уже выучил.

Чуть не забыла упомянуть про гаджеты в занятиях. Подробнее о них — в отдельной статье. С дочерью я практиковала презентации по расписанию. Например, по 5 в день. С сыном не делаю таких, некогда. Он смотрит то же, что и дочь, что для нее под руку попалось. И если подходящей презентации и меня нет или просто быстрее найти в интернете, то я его использую для занятий обычно, чтобы показать картинку или видео.  Например, читаем книжку, там в тексте встретили про удода, а кто такой удод? Смотрим в ЯндексКартинках. Или про пеликана читаем опять же, что он рыбу ловит своим огромным клювом, а как это выглядит? Любопытно! Ищем ролик на ютубе. В последнее время компьютер или другая техника (мини-музцентр или планшет) присутствуют для музыкального сопровождения занятий.