Статья о том, как заниматься с двумя детьми одновременно, зрела давно. Год – минимум. Если бы ее написала год назад, она была бы полна радужных восклицаний, как здорово заниматься с грудничком и старшей дочкой. Действительно, так и было. Как так получается – не знаю, но у многих знакомых с двумя детьми опыт схожий: второй ребенок спокойней и более смирный, что ли. То ли понимает, что маме и так сложно, то ли природа о нас так заботится, то ли амина расстановка приоритетов влияет.

У нас такая идиллия была, пока младший не пополз. Что началось дальше, тема отдельного рассказа. Итак, рассказ о первом полугодии в роли увлеченной развитием дваждымамы:

Старшая дочь с меня не слазила в прямом и переносном смысле до 3 месяцев. Я вообще не помню, чтобы в это время существовала отдельно от нее. Мыться бегала бегом, поесть в одиночестве – лучший подарок. Поэтому приятным сюрпризом стал много спящий и тихо бдящий сын Паша. Его рождение пришлось на лето, дочка еще не ходила в садик, поэтому во время его сна мы спокойно общались, а бодрствующего малыша помещали в люльку-баунсер и таскали за собой по квартире. Пока сын не научился сидеть, эта штука нас шикарно выручала. И поесть вместе, и позаниматься с дочерью не представляло никаких проблем, только время от времени качай да  улюлюкай. Дочь взяла над братом шефство, помогала играть с ним… и сорвала мою робкую попытку заниматься с сыном с карточками Домана. Она их отбирала у меня и показывала сама, как умела, подводя изображение к самому носу. Не судьба, решила я, и отложила карточки на попозже. Позже их отложил окрепший Паша!

Осенью дочь пошла в садик. Естественно, приоритет был отдан «качественному» общению с ней после сада, занятиям и играм. Паша был пассивным наколенным созерцателем. По детской традиции болеть первый год нахождения в казенных дошкольных учреждениях, период с октября по апрель, спустя год, вспоминается как «либо дети болеют, либо оправляются от болезни». Поэтому первый год с двумя детьми обычно оба были дома, при мне. Походы в сад измерялись неделей-другой, а то и 3-4 днями.

В первые полгода жизни малыша (да и во вторые тоже, забегая вперед) я сосредоточилась на занятиях со старшей дочкой. Ей нужно было внимание в такой непростой период: появление брата + садика в ее жизни. К тому же заниматься чем-то с Пашей отдельно все равно не получалось, юный педагог хотела помогать мне во всем. Поэтому мы занимались по ее программе, с Пашей на коленях или рядом, на полу. На фото — играем в картинную галерею. Дочь рассказывает «покупателю», что за выставка сегодня.SONY DSC

Он пока что проявляет все признаки кинестетика, поэтому главное, чтобы ему было в чем копошиться, что перебирать. Многие традиционные малышовые занятия прошли мимо него или в меньшем объеме, чем с дочкой. Например, с ней я все время беседовала на прогулке, а теперь активным собеседником продолжала оставаться она, старшая, а Паша «внимал». О своих правах он заявил чуть позже, когда начал сидеть и активно вставать, а значит, многое доставать. Начался новый период в наших занятиях. Описан он здесь

В завершение — пара иллюстраций:

Ирина знакомит брата с музыкальными инструментами:SONY DSC

 Совместный творческий порыв — в прямом и переносном смысле (Паша рисует с момента, когда сел, с 5,5 мес)SONY DSC