Мне безумно жалко тратить время на подготовку к тематическим занятиям. Хотя бы потому, что в итоге распланированный сценарий дети все равно изменяют, как им заблагорассудится. Поэтому научилась проводить тематические занятия практически с ходу. И первый помощник мне в этом – сказки. У них, как правило, простой, легко обыгрываемый сюжет и множество возможностей ввернуть разные «полезности».

Обычно наше сказочное занятие проходит так. Сначала сказка разыгрывается с персонажами, в их роли – мы с детьми, пальчиковые или печаточные куклы или любые другие игрушки. Затем, используя небольшую шпаргалку приоритетов в развитии, придумываю с персонажами задания. Идеи лежат на поверхности, смотрите сами! Например, вот так мы играли в «Трех поросят» с дочкой 4,5 лет и 1,5-годовалым сыном.

Смотрю в листок с планом развития. Что у нас там из актуального? Ага, физическое развитие, речевое дыхание и сенсорика! У нас есть специальный комплект с поросятами, наскоро сшитый из фетра и плотной мебельной ткани.

SONY DSC

Из особенностей в нем – разные цвета комбинезонов поросят и буквы на животе, соответствующие букве на домике, а также открывающиеся двери у домиков, куда поросенок может спрятаться. Все шилось без выкроек, «на глаз», на машинке строчкой зиг-заг. Ниже я покажу, как обойтись без специального комплекта, превратив игру из театральной в математическую. А пока подскажу, чем можно заменить героев. Нет трех игрушечных поросят? У нас, кроме этих, был один. Вернее, раньше был один, а сейчас завелась еще одна «фетровая семейка» из мультфильма про свинку Пеппу, компанию им составил волк — перчаточная кукла и деревянный конструктор для строительства домиков. SONY DSCМогут найтись картинки или карточки, которые легко заламинировать скотчем и сделать долговечнее. У нас поросята отыскались на алфавитных магнитных карточках (П- поросенок).

А нарисовать? Или вырезать из розовой бумаги? О полном упрощении персонажей читайте дальше. Под домики сгодится тоже что угодно, от лоскутов ткани до деталей конструктора и сенсорных наборов. Например, у нас было задание «на сенсорику» построить домики из «соломы» (я взяла спагетти), из прутьев (в их роли – детали настольной игры «Дженга» — деревянные брусочки») и из камня (морская галька).

Итак, с героями и реквизитом разобрались, сказку в лицах изобразили. Я была волком, старшая дочь взяла на себя роли поросят. Дули на домики, на поросят и друг на друга мы все вместе и даже 1,5-годовалого братца научили. Речевое дыхание потренировали!

Затем поросят из домика вызволили и предложили вставать парами.  Что получилось с их буквами на животах? ИА, УА, ИУ! На этом не остановились, добыли магнитную азбуку и стали к поросятам с разных сторон буквы приставлять, тренируя чтение слогов.

  • Согласитесь, удобно, что поросят трое? Можно повторить счет до трех, раскладывать по тарелкам какие-нибудь угощения на троих, делить поровну торт и сравнивать, у кого больше, у кого меньше, намеренно «обвешивая» кого-то из них, чтобы ребенок поправлял.
  • Итак, чтение, счет, сенсорику и речевое дыхание повторили. Что еще? Подвижные игры!
  • Как бегают поросята? Как они катаются по земле, плавают в луже? Как волк крадется, выслеживая добычу? Как он в трубу залез, как выскочил оттуда? Все это можно попросить ребенка изобразить или показать самой, и незаметно провести зарядку.
  • Таким образом можно любую сферу развития совместить со сказочным сюжетом.
  • Интеллектуальное развитие? Сравниваем поросят, домики: чем отличаются, что в них общего. Почему один из домиков устоял?
  •  Эмоции? Показываем, как поросята испугались волка, как обрадовались, когда он убежал.
  • Музыка? Разучим песенку поросят «Нам не страшен серый волк», да еще и аккомпанируем себе маракасами и барабаном.
  • Даже на занятие я-ля Шичида сподвигла меня эта сказка. Я прятала поросят в домиках в любом порядке, а дочь должна была угадать, где кто. Ох и долго мы их прятали!
  • Для малыша – отдельные задания: изобрази, как кричит поросенок, найди поросенка – он в домике спрятался, ку-ку!

На десерт – «геометрическая версия» трех поросят. SONY DSCДелается за 5 минут. Я вырезала из цветной коричневой бумаги (разных оттенков, но можно и один лист взять) три фигуры – треугольник, пятиугольник и квадрат. На них приклеила те же буквы – И, У и А. Вырезала три одинаковых круга и тоже подписала их. И еще овал с буквой В. Сначала он был прямоугольником, но захотелось придать ему больше «живости». Думаете, эту условность дети не поймут? Понимают прекрасно, и могут вполне проиграть ту же сказку кружочками и овалами, для них они такие же персонажи.  Великолепная тренировка абстрактного мышления и логики!

Четвертая версия – «монтессориевская»: собраны вместе те же условные формы – круги (крышки), буквы и материал, из которых домики были построены.SONY DSC

Возьмите любимую сказку вашего ребенка и попробуйте присмотреться к ее персонажам внимательнее: как они могут помочь вам в занятиях?