kz_1Статья написана для журнала «Развитие речи»  (опубликована в 1 выпуске) проекта «Играем и развиваемся вместе с мамой», представляет подборку простейших игр с «кубиками Зайцева», помимо известного всем составления слов.

«Кубики Зайцева» были первой развивающей игрушкой, которую я сделала для своей дочери. Ей тогда было всего 3 месяца, а мне не терпелось начать заниматься со своей малышкой.

Хочу поделиться опытом, как мы играли с кубиками с первых месяцев и играем по сей день (сейчас дочери 2,5 года). Именно играем, потому что задачи обучить ребенка читать к определенному возрасту я не ставлю. Это просто забавы с кубиками и буквами, хотя пособие «кубики Зайцева» создано именно для обучения чтению. Сам автор рекомендует заниматься по нему с 3 лет, а вот играть можно практически с рождения.

Сначала кубики, конечно же, служили погремушкой. Они имеют наполнитель нескольких видов с разным звучанием: «золотые» – с колокольчиками, «железные» — с металлическими крышками, «деревянные» — с фасолью. Я их включала также в «звуковую коробочку», где были собраны предметы с характерными звуками (шуршащий пакет, велозвонок и т.д.). Эта коробочка до сих пор актуальна: подросшую дочь я прошу определить звук, не глядя на предмет. Вот и еще одна игра с кубиками!

SONY DSCСледующий этап – использование кубиков в качестве строительного материала. Вместе с ребенком собираем башни, дороги, лесенки, сравниваем размеры и цвет кубиков. Например, строим дорогу только из «железных», а дом – из «деревянных». И по ходу прочитываем или пропеваем, что получилось. Лучше сразу делать постройки такими, чтобы склады на них можно было прочитать, то есть чтобы они располагались прямо, а не вверх ногами. Здесь я подталкивала дочь к двум открытиям: что знаки на кубиках можно озвучивать, читать, а также что у знаков этих есть правильное положение.

 

Еще одна забава, которая развлекала дочь еще до года – пропевание кубиков. Она подавала мне любой из набора, я произносила попевки на разные мотивы. Автор методики рекомендует пропевать по такой схеме: БУ-БО-БА-БЫ-БЭ-Б (для больших кубиков) и бю-бё-бя-би-бе-бь (для маленьких). Эти попевки я включала в музыкальные занятия, когда мы играли на музыкальных инструментах и распевали песенки. Полноценное пение со словами началось, конечно, после 2 лет, а вот знакомый мотив способны поддержать даже груднички.

Сортировка по признакам – очень полезная тренировка для развития мышления, с нашими кубиками она имеет дополнительный бонус – усвоение некоторых законов русского языка в игровой форме. Главная прелесть методики Зайцева как раз в том, что это не просто кубики с буквами, — здесь цветом, звуком, размером и весом обозначены свойства букв и звуков: гласные-согласные, звонкие-глухие, твердые-мягкие и т.д. Кубики дают подсказки, как произносить склад, исключают некоторые ошибки. Если нет таких сочетаний в русском языке, как «ЖЫ-ШЫ», то их и на кубиках нет.

Мы раскладывали кубики по полочкам, коробочкам, мешочкам, просто по кучкам. Разбирали их по цвету: «золотые», «коричневые/деревянные», «серые/железные», «белые», по размеру: большие и маленькие, по звуку (здесь включается дополнительная градация громче-тише). Если проводить сразу несколько сортировок подряд, можно обратить внимание ребенка, что одни и те же кубики каждый раз оказываются в разных кучках (то есть обладают разными признаками).

SONY DSC

Совмещаем сортировку и конструирование — строим ряды. Например, выбираем все кубики с буквой «А» или все «железные» кубики, строим из них дорожку или паровоз и прочитываем ребенку. Особенно здорово получается, если ряд состоит из складов с одной гласной. Чтобы оживить игру, можно использовать различных персонажей. Большая и маленькая лошадка бегают наперегонки, чей ряд длиннее, зайчик прыгает по ступенькам из кубиков: на какой кубик прыгнет, тот и озвучивается.

SONY DSCКогда дочь заинтересовалась буквами, в ход вошла следующая забава: она ставит рядом любые два кубика, а я читаю, что получилось, эмоционально и с выражением. Веселье обоим обеспечено.

Последняя любимая игра – «семейка кубиков». Выбираем среди них «маму», «папу», «братьев-сестер». Пусть мама будет гласной («золотой»), папа – какой-нибудь большой кубик (со складом «ПА», например), а дети – маленькие кубики из пары глухой-звонкий («бя»-«пя», «зя»-«ся» и т.д.). Далее разыгрываем сценку, когда они будут звать друг друга, ходить в гости к другим кубикам-складам, заведут себе большую собаку «ГА-В».

SONY DSC

В каком возрасте переходить собственно к складыванию слов из кубиков, зависит от интереса ребенка. Интерес к кубикам у дочери то разгорался, то угасал. Бывало, мы откладывали их на несколько месяцев. Так, летом они обычно у нас забрасывались.

Классика жанра — выкладывать кубиками имя ребенка, имена родственников, названия окружающих предметов. Однако на раннем этапе, когда дочь еще осваивала звукоподражание, лучше всего воспринимались именно слова, обозначающие, что как звучит, голоса животных: «МУ-МУ», «БЕ», «би-би», «мя-У» и так далее. Для наглядности я ставила рядом с кубиками подходящие игрушки: машинку, кошечку, корову.

Как видите, все игры предельно простые, не требуют никакой подготовки, кроме наличия самих кубиков и, при желании, сопутствующих игрушек. Ребенок знакомится с буквами и звуками между делом и «вдруг» открывает для себя правила русского языка. Уже не раз убеждалась, что занятия, даже те, которые как будто еще «не по возрасту», рано или поздно дают результат, иногда совершенно неожиданный.

P.S. Таблицы к «кубикам Зайцева» тоже здорово привлекают ребенка и подогревают его интерес к буквам и словам, но это уже другая история.