Как из «Теремка» сделать комплексное развивающее занятие
Большинство мам, даже из тех, что находятся дома целый день, часто задаются вопросом: как развивать малыша комплексно, как успеть поработать над развитием речи, логики и внимания, и считать поучить, и многое другое успеть… И при этом не тратить долгие часы на игры и подготовку к ним. Особенно это актуально для работающих мам, у которых времени на игры не так много. Один из способов – проводить занятия «все-в-одном», когда, рассказывая какую-нибудь историю, вы включаете игры и задания из самых сфер. Сюжет может развиваться по заранее запланированному сценарию или придумываться по ходу и мамой, и малышом.
Приведу пример такой истории. Самое очевидное – рассказать ребенку сказку или инсценировать какой-нибудь стишок или песенку, а потом придумывать, что же дальше стало с героями.
Мы частенько играем в «Теремок». Дочь любит зверей, да и персонажи там все разнообразные, дают волю фантазии.
Итак, строим вместе теремок из кубиков (конструирование), показываю кукольный театр, рассказываем сказку вместе с ребенком (развитие речи), затем, когда теремок сломался, строим отдельные домики каждому герою (конструирование), иногда берем плакаты «Лес», «Водоем» и строим домики на них, поясняя, кто где живет (знакомство с окружающим миром).
Далее звери ходят друг к другу в гости, разыгрываю маленькие диалоги (социальное развитие, «волшебные слова» — когда говорят «здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и т.д.). Потом наступает вечер, и все звери собираются на концерт, играем на музыкальных инструментах, танцуем, поем (музыкальное развитие).
Звери тоже обычно танцуют, поют (звукоподражание), водят хороводы. Тут мы их считаем: собираем общий хоровод – сколько всего зверят в круге? Потом кто-нибудь убежал или звери собрались в хоровод по трое-четверо. Добавив еще пару персонажей, зашедших на огонек, получаем счет до десяти. Зверей можно строить в шеренгу по размеру (счет, сравнения: больше/меньше). Потом садятся за общий стол и устраивают пир. На стол выкладываем продукты. У нас это картинки, вырезанные из различных каталогов, приклеенные на картон и заламинированные скотчем.
Тут можно поиграть в «съедобное-несъедобное», подкидывая карточки с бытовыми предметами или игрушками, а также познакомить с темой «кто что ест»: каждому герою вручаем то, что он любит, мясо или морковку (знакомство с окружающим миром). Закончить сюжет можно творческим занятием (сделать рисунок или поделку по сюжету) либо размяться и устроить «сказочную эстафету» прямо в квартире. Даю задание попрыгать, как лягушка или зайка, «лисе» (ребенок) догнать «зайца» (мама), забраться на теремок, как мишка (у нас дома стоит с/к «Ранний старт») и так далее (физическое развитие).
Обычно такие игры занимают дочь на полчаса-час. И столько тем успели «пройти», что уже язык не повернется себя ругать, что «мало занимаюсь с ребенком». Знакомое самообвинение в конце дня, не правда ли? Для тех, кто пользуется чек-листами, это отличная возможность наставить себе плюсов и получить хороший заряд мотивации для новых занятий.
Таким образом под сказочным соусом можно провести занятие на любую тему. Хорошим подспорьем для любителей импровизации (когда сюжет заранее не прописывается) будет список с «обязательным минимумом» занятий, которые вы считаете нужным проводить каждый день. Например, развитие речи, внимания, физическое развитие и т.д. Список-шпаргалку по сферам развития ребенка вы найдете здесь.
Если ребенок отвлекся или пора идти гулять, ничего страшного, вы можете вернуться к игре снова или начать новую. Играть по схожему сюжету можно хоть каждый день, меняя сказки и героев. Задания и сюжетные повороты могут варьироваться, а повторяться – только любимые игры.
Проводите ли вы такие занятия – импровизации? Поделитесь в комментариях!
Очень хороший блог жена с удовольствием просматривает!
Здорово!спасибо большое! Татьяна, с нетерпением жду Вашей статьи о то, чем занять полуторагодовалого ребенка 🙂
Интересная статья — скопировала цитату и ссылку.
Татьяна, здорово! Спасибо