Когда моя дочь была совсем малышкой, меня крайне увлекала перспектива провести все детство с ней, самой заниматься, выбирать ей круг общения и нагрузку, а не тратить драгоценное время ее детства в детском саду. Ну что такое садик? Строем позаватракали, строем оделись, погуляли, строем спать пошли.

Однако в 2 с небольшим года  устроила ребенка в частный детский сад на полдня. Правда, к  человеку, которому доверяла ее развитие – к Олесе Широковой, автору проекта «Растим и растем». Не потому, что мне надо было на работу. И я не устала  с ней заниматься, играть и проводить время. Просто увидела, что Ирине нужна компания. Еще кто-то, кроме меня. Сверстники. И это было сильное осознание – видеть, что твоему ребенку тебя недостаточно, такой интересной и зажигательной.

И в то же примерно время пошатнулись мои назревающие размышления о домашнем обучении. Нет, ребенок в коллективе и один на один с родителями – это две по-разному реагирующие на окружающее сущности. В группе лучше справляются с поделками (и вообще – делают их), лучше кушают, лучше засыпают. Действует магия сообщества. Или социальные законы. Или стадные рефлексы. В любом случае, ребенок ведет себя иначе, и ему всю последующую жизнь предстоит жить с другими людьми.

В 3 года дочь пошла в муниципальный сад. Минусов там предостаточно. Взять хотя бы болезни. С ноября по апрель  — это либо ребенок заболел, либо отходит дома от болезни, либо настали те редкие 1-2 недели, когда он реально ходит в сад. Поэтому общением с дочкой я не была обделена, она часто находилась дома. К слову, с переводом в другой сад, поближе к дому, все повторилось. Новый коллектив – новые  «микробы».

Режим муниципального сада в первый год тоже не радовал. Минимум времени отводилось занятиям. Они, еще далеко не все полностью самостоятельные в самообслуживании, все время куда-то собирались, одевались и строились. Наверное, без этого никуда. Или все от воспитателей зависит. Но в первый год я вообще не заметила, чтобы садик дал Ирине что-то в плане образования. Может, мы редко ходили туда?

Настало время отдавать в детский садик второго ребенка, Пашу, ему летом исполняется три года. Он частный детсад миновал, у него сестра вместо воспитателя. Персональный игроменеджер. Она по-прежнему часто сидит дома. Я благодарна нашему педиатру, которая поддерживает идею подольше побыть ребенку дома, и проблем со справками никогда не возникает.

За Пашей наблюдаю ту же картину: ему, даже при наличии дома сестры с массой идей для игр, не достает общения, тянет к другим детям. Мы довольно часто ходим в гости. Площадки для общения еще не подходят, у нас в силу климата они 7 месяцев в году затоплены лужами или завалены снегом.

Бунтарь из меня не получился, и я включаю детей в систему общепринятого образования. Если бы позволяли финансовые возможности, я бы предпочла коммерческий сад с лучше обустроенными группами, в которых меньше детей и подходящий моему взгляд на занятия с детьми. Только вот в нашем городе таких практически нет. В таких заведениях большинство детей – до 3 лет, максимум – 4, кому не достались сады муниципальные. С кем общаться, за кем тянуться детям, с кем хорошо занимались дома, которые многое знают?

История, как доставалась путевка в сад для младшего

Несколько слов про домашние занятия. Они вовсе не отменяются, если ребенок ходит в садик. Я заметила обратную картину. Когда Ирина стала посещать сад, и время общения наше стало ограниченным, я стала распоряжаться этими 2-3 вечерними часами на игры более качественно и ответственно.

Что-то я «перепоручила» воспитателям. В ее текущей группе довольно много внимания уделяют творчеству, поделкам и сопутствующим моторным навыкам, поэтому вечерами можно заниматься чем-то другим.

Про работу дома. Плюсы домашней работы для посещения садика и общения с ребенком, безусловно, есть. Я могу себе позволить встать за полчаса до завтрака в этом самом саду, одеться за 2 минуты, накинув куртку поверх домашней одежды, ведь я через 15 минут вернусь обратно. Я могу забирать ребенка пораньше, чтобы провести побольше времени вместе, погулять или съездить в гости.

Но ситуация, когда я вообще не отдаю детей по садам, они находятся все время дома, а я работаю тут при них, возможна, только если работа должна занимать 1, максимум 2 час а в день, которые наверстываются благодаря дневному сну детей, а также их совместным играм, когда они увлечены друг другом. И никакой стабильности, «это-же-дети».  Поэтому совмещать работу, которая не увлечение и легкая подработка, а основной источник дохода семьи, и детей-дошкольников дома – это серьезная задача, успех решения которой зависит и то темперамента детей, и от способности мамы быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, ну и от самой работы, безусловно.

Тема работы на дому будет продолжена. Задавайте вопросы в комментариях, и они станут темами следующих статей.