Оказаться в поезде  с двумя детьми на длительное время. Вот был страшный страх — единственный среди разных сложностей, которые могут возникнуть в организации самостоятельного путешествия «на моря» отечественного разлива с двумя переездами. Два активных ребенка в очень ограниченном пространстве, на 3 ночи и два дня. 

Оказалось, ехать можно, и даже отдыхать, читать, наслаждаться дорогой по ходу. Видами из окна, поездной романтикой, маленькими радостями пассажира поезда дальнего следования — остановками и микро-экскурсиями до привокзальной площади и чуть дальше.

Итак, в июле мы отправились командой 2 взрослых (я и моя мама), 2 ребенка (4 и 7 лет) из Кирова в Сочи на обычном, не скором (вообще не скором!) поезде в купейном вагоне, где все купе было наше. Думаю, купейность сняла половину проблем, потому что не было такого тесного контакта с посторонними людьми, была возможность отгородиться, прикрыть двери, когда дети капризничают, чтобы меньше мешать остальным пассажирам. Была своя территория, а также коридор для выгула.

Чем занимались дети

Мы сели поздно вечером, поэтому после первичного изучения нового пространства был легкий ужин и отбой, и большую часть следующего дня работал фактор новизны. Интересно залезть на верхнюю полку, перелезть с одной верхней на другую. Подсмотреть, откуда приходит проводник, прогуляться по коридору, откидывать сидения в проходе и пытаться куда-нибудь залезть, стоя на них.

Питаться в путевых условиях изначально тоже забавно и необычно, потому что все трясется и все нужно распаковывать и упаковывать обратно, чтобы сберечь постельное белье.

В поезде отлично спится, когда поезд движется. Дети без проблем спали ночью и еще пару раз днем: когда поспать капитально, пару часов, когда просто полежать. Именно с движением,а  вернее регулярным обездвиживанием поезда случился «затык» на исходе второго дня, что подпортило нам удовольствие от поездки. Об этом позже.

У нас припасены с собой были планшеты с закачанными мультиками для каждого и блок питания для подзарядки, но по дороге вперед ими практически не пользовались. Дети рисовали карандашами в альбомах, играли парочкой прихваченных из дома мягких игрушек. Драконами из «Магнита — не зря наклеечки собирали! (забавная история их приобретения здесь) Долгоиграющей оказалась карточная игра «Зверометр» из «Детского мира». Обзор этой игры здесь. Также мы с бабушкой пробовали читать детям сказки с электронной книги, но это занятие вдохновило только Ирину, и ненадолго.

На второй день у детей завелась подружка. Познакомиться в поезде не сложно — в общем коридоре обитают все дети, которым скучно в своих купе. У нас был недеткий совершенно вагон, но парочка путевых друзей нашлась. Вся накопившаяся от дороги скука была нейтрализована: дети ходили друг  к другу в гости, обменивались игрушками, играли вместе, мои дети обучили подругу «Зверометру» и рубились в него по несколько партий к ряду. Появилась другая проблема — развести их вечером по домам/купе, потому что весь вагон погружается в сон. 

Планшеты нам пригодились только на обратном пути. Поезд уже не был чем-то новым и притягательным. Все отличия от предыдущего вагона дети изучили довольно быстро и освоились тоже. Поэтому планшеты заиграли, во всех смыслах этого слова. Оказалось, что довольно ограниченное число мультиков может развлекать многоразово одних и тех же детей. За мультом «Как приручить дракона» я до сих пор могу все реплики повторять, за обоими частями. Это был фаворит в поездке. было чуть больше нытья, но и чуть больше канцтоваров, запаслись также книжками с заданиями, так что особо острых эпизодов с развлечением детей не припомню. Одно из причин легкой анимации был Иринина болезнь: все дорогу до дома она температурила, поэтому много лежала и спала.

Сложности в пути

Самая крутая случилась на последнюю перед приездом ночь. Наш нескорый поезд очень часто стал делать технические остановки. Минут по 30-40. Технические — то есть выйти погулять нельзя, стоим где-то на путях в чистом поле и пропускаем все-все поезда. Технические остановки случались и в первый день пути, но почему-то именно к вечеру и ночи, когда надо детей укладывать спать, их частота и плотность зашкалила. А это уже Краснодар, духота. Кондиционера нет (когда его включили, нас сдуло, поэтому бог с ним, что не было), в поезде можно жить, только когда он движется. Иначе — комары и застойная духота. Дети плачут, уснуть не могут, им жарко, мы обмахиваем их влажными простынями и думаем, как дожить с 9 вечера до часу ночи, когда эти технические остановки по полчаса через каждые 10 минут движения прекратятся. если бы не этот эпизод, можно было бы утверждать, что доехали мы отлично, с ветерком.

Другой проблемой были туалеты. Вперед мы ехали с обычным туалетом «дырка в полу». Наш брезгливый Паша посещал это место с ревом, потому что там воняет. Поэтому пришлось минимизировать контакты, умывать его чаще влажными салфетками, чем водой. ну и организм сработал на защиту тонкой натуры, не терпящей дурных запахов — Паша просился в туалет редко. Никакими надувными горшками мы не запасались, все-таки 4 года, большой человек. Пережили. По пути назад попалась вакуумная система. Можно пользоваться туалетом во время остановок — это плюс. жуткий звук, как будто полмира засасывается в момент спуска воды — это минус. Паша боялся, приходилось сначала его отводить в купе, потом смывать. А еще туалет ломался по дороге, что обеспечило нам половину пути за закрытой дверью.

Небольшой, но все же проблемой, оказалась добыча в дороге некоторых продуктов. Например, молока для Паши. Он его пьет постоянно, но не литрами, а в мини-маркетах их как раз только литровыми пачками продают. Иногда удавалось добыть маленькие тетрапаки. А по пути вперед мы мощно экономили соль, потому что я ее взяла крайне мало с собой. Соли по дороге не продают.

По дороге домой мы ехали в вагоне «33 несчастья». «Что поделать, вагон старый», —  говорили нам. Сначала сломался туалет, с характерными запахами. мы научились проходить по вагону, задерживая дыхание. В закрытое купе запах не просачивался. Затем потек кондиционер (которого как бы нет — чему там течь?). При выходе из вагона мы принимали микро-душ, в тамбуре капало. Затем полетел бойлер с кипятком. Его разносили в чайниках, довольно часто, а когда предлагают тебе чаю — ты пьешь, поэтому у нас была своя версия безумного чаепития из «Алисы в стране чудес». Хочешь кипятка вне разноса — отправляйся в командировку в соседний вагон.

Еще одно несчастье на обратном пути  — состояние здоровья Ирины. Накануне затемпературила, и всю дорогу пролежала горячая, домой приехала все еще больная, диагностировали ей ангину и мононулеоз. Жалко ребенка, гулять лишний раз не выйдешь, ей грустно и ничего не радует, паша партнера по шумным играм лишился. Но и тишина, спокойствие. Ничего хорошего в болезни нет, но и особых затруднений мы не испытывали. По пути попадались аптеки, чтобы купить то, что закончилось или чтобы погасить новые симптомы вроде кашля.

Питание и питье

Залог спокойствия в пути — 5-литровая канистра под столиком. Причем ее чуть-чуть еще и не хватило, даже с учетом кипятка на чай. Под конец пути остужали казенный кипяток из бойлера. Перед Краснодаром воду подносили к поезду, по 80 р. за полторашку. Поэтому водой запастись — надежная инвестиция в свое «приятного пути».  На обратный путь 5 литров хватило, видимо, потому что нам без конца подносили чай.

У меня есть первобытный страх оказаться без еды, поэтому на любой выезд еда берется сумками. Классические заварные яства, печеньки, йогурты на первый день, фрукты, которые не мнутся, конфетки и кофе-чай в пакетиках. Я брала с собой персональный овощной пакет: помидоры, огурцы, салат, прочая зелень. Оказалось, на здоровой пище можно продержаться довольно долго. Однако потом запахи побеждают, и вот ты завариваешь себе лапшу быстрого приготовления. По пути вперед дети хорошо ели лапшу и пюре, а заварные кашки не пошли совсем. В обратной дороге они соглашались преимущественно на печеньки — тем и питались. Периодически все это разбавлялось йогуртами. В поезде есть хочется почти всегда. Как и лежать и смотреть в окно — там свой режим и ритм жизни: приятно, но скучновато. Поэтому на будущее делаю себе пометку: брать много здоровых перекусов.

Детям по ходу следования, конечно же, покупались вкусности: мороженое, напитки, печенье, сладости. Это еще один регулятор поведения. Есть смысл вести себя разумно, если на ближайшей остановке купят вкусняшку.

Крупные остановки случаются обычно раз в несколько часов, поэтому угрозы голода, даже если ехать налегке, нет. Почти везде можно купить: печенье/пряники, йогурты, заварные радости, хлеб и выпечку, сладости и снеки, сладкие напитки, квас и пиво. Чем ближе на юг, тем больше фруктов. Бабушек с домашненьким явно гоняют, но они никуда не делись. Подносят отварной картофель, жареную курицу, котлетки, домашние огурцы и помидоры, соленую рыбу, фрукты-ягоды, орехи. Рисковать ли, покупая все это, вопрос открытый. Я однажды решилась купить Паше куриную котлету — невкусная. Что заставило задуматься, торговлей у поездов занимаются не только бабки, но и молодые женщины, дети-подростки и мужики вполне трудоспособного возраста. Явно не от хорошей жизни они бегают за поездами.

Радости в пути

Я читала. На электронной книге. Прочитала книг 6 наверное по пути вперед. Все — нон-фикшн мифовский. На обратной дороге меня зацепила и уже не отпустила серия романов «Песнь льда и огня», больше известная как «Игра престолов». Романа 1,5 за дорогу я освоила. Когда читать, когда на тебе двое детей? Ну там была еще и бабушка, это раз. Если не брать на себя заботу развлекать детей, они рано или поздно найдут себе занятие, это два. Я никогда не стремлюсь занять их каждую свободную минуту, в результате получаю часы на чтение. Удобнее всего было заползти на верхнюю полку и читать там, периодически управляя действом внизу. Читать сидя и обнимать детей, и даже как будто бы играть с ними — тоже можно. В их дневной сон и в ночной — в купе есть фонарики.

Вспомнила, но поздно, что раньше большой радостью в поездках была музыка. Я ее закачивала на плеер и ехала, глядя в окно и думая о всяком. Не оказалось плеера, давно эта практика забыта, а на будущее ставлю галочку: завести, и подготовить себе хороший плей-лист. можно что-то полезное закачать, и аудиокниги тоже.

Гляделки в окно и разговоры за жизнь. Когда едешь через всю страну и обладаешь наблюдательностью и любопытством, можно много интересного увидеть: как у людей обустроен быт, в каком состоянии дороги, что растет в садах, какое впечатление от города, через который проезжаешь, как часто попадаются селения, где поля обработаны, а где нет. Множество дум о судьбах страны приходит, а если есть в дороге спутники, их можно обсудить.

Прогулки на остановках. Я хронический бегун по новым местам. В любой ранее неизведанной точке пространства просыпается бешеный ислледователь. Бешеный — потому что ну нельзя же осмотреть город за полчаса. Мне удается зайти довольно далеко. Даже в поездке с детьми — потому что с ними бабушка. Так, в Пензе я успела обежать несколько кварталов, побывала в двух скверах, у памятника Дзержинскому и у какого-то забавного монумента, состоящего из множества светофоров, увидела завод в стиле начала 20-го века и оценила «наверняка-историческую» часть города, с характерными кирпичными постройками века так 19-го-конца 18-го. Все это за 36 минут, с заходом в продуктовые магазины. Спасибо яндекс-картам, которые показывают все интересные места, и стоит ли вообще куда-то выходить дальше вокзала. Хотя я и без карт как-то ночью бегала в Барнауле на Вечный огонь местный смотреть, там у них целая инсталляция. Так что гулять и осматриваться можно, смотря где остановят, конечно. Были и такие полчасовые станции, что выйдешь в темноту, а за зданием вокзала — ни фонарика.

Подъезд к морю и выезд с него — это просто красиво. Вперед мы ехали по горам ночью и выехали к морю в 3 часа ночи. Горные гряды под луной и блестящая речка — это так заманчиво, что  я решила вообще не спать. На фото — море, вдоль которого едешь от Туапсе до Сочи более двух часов, с разницей в 1,5 часа.

А это паша прощается с морем: вроде и уехал уже, но еще есть возможность любоваться все те же 2-3 часа.

Обратно путь по горам пролегал днем. мы не брали экскурсий с выездом в горы, поэтому добрали впечатлений в дороге. Еще часа 3 после того, как закончилось море, ехали вдоль горных речек по горам. Яндекс-карты услужливо подсказывали названия горных вершин и высоту в метрах. Запомнилась гора «Индюк» — правда похожа. 

Выводы на будущее:

  • С одним ребенком не факт что проще, чем с двумя, разве что ребенок уже довольно взрослый, понимающий.
  • Если есть вариант с самолетом — лучше самолет.
  • Если хочется поездного релакса, выбирать купе.
  • Находить информацию об остановках заранее, предпочитать скорые поезда, даже если это чревато пересадками.
  • Запасаться водой и перекусами, а также ППшной едой, если принципиально так питаться.
  • Расслабиться и отдаться обстоятельствам: я выбрала поезд и села в него, остальное я мало контролирую.
  • Воспитывать детей нужно было до. По максимум включать мамский дзен, и прикрывать двери. Если пассажирам и правда будут мешать дети, они ведь скажут?!