Обычно отчеты об отдыхе с детьми выглядят так: как добрались, как вели себя при этом дети, как каждый день ходили на море, как дети купались и из воды их не вытащишь, а больше никуда не ездили, потому что какие экскурсии с детьми….

У меня в поездках реальность другая. Наличие детей никак не влияет на привычку увидеть максимум возможного в новом месте, залезть во все уголки и пробежать за день много километров.

В этом году я с детьми 5 и 2 лет, а также своей мамой провела 2 недели на границе сезона и несезона в Сочи, а именно с 23 сентября по 7 октября. Мы поехали так поздно, чтобы еще застать солнце, но уже не умереть от жары, мама ее плохо переносит. «Повезло» 2-й год подряд. В прошлом году мы семьей замерзали в Сочи в июне (аномально холодный июнь, с потопом был).  В этом угодили на аномально холодный (20 лет такого не было) сентябрь. За неделю до вылета поменяли прогноз со среднесуточных 25-27 на 15-17 и сплошные дожди. Я не поверила, а зря.

IF

Вполне подходящая экипировка: дождевик+зонт+все кофты

В итоге если и были планы провести хотя бы часть отпуска как праздноваляющиеся на пляже пассивно отдыхающие, то им не суждено было сбыться. Сидишь на пляже, вроде и солнце светит, и немногочисленные отдыхающие загорают в купальниках, но зябко, ветер нашептывает: укройся.

Загорать теплее под одеялком

А кое-кто рядом с тобой в кофтах и куртках сидит!

IF

Пляж. Форма одежды — свободная. От трусов до фуфаек.

Конец сезона, ты забавный! К слову, в Сочи он заканчивается 1 октября. Перестают работать все аквапарки и некоторые другие развлекательные заведения, а цены на все снижаются.

Итак, на море с детьми. Возраст выдался взрывоопасный. Это не 2 ребенка, это организованная банда, в которой оба любят придумать что-нибудь эдакое, но одного вразумить в силу возраста можно, а другого – практически нет, тогда становится обидно первому… и клубок « кто начал, а кто подхватил» распутать очень сложно. Поэтому мы поехали с планшетом, начиненным мультиками. Мы с мамой тоже хотели отдыхать. Оказывается, надо было 2 планшета. Вкусы-то на мультики разные))). Хотя нам и за один доставалось от прохожих: «Ему бы грудь сосать, а он уже с компьютером»!  Товарищи недовольные, зато вы ехали в тишине! Потому что однажды мы не взяли планшет, а дети сидели друг напротив друга, они конечно придумали себе игру, в гляделки и дразнилки, но знал об этом весь автобус. Эмоции – с ними детям было справиться явно сложно, потому что мы вывалили на них обширную культурную программу.

За неполные 14 дней мы избегали почти все побережье от центральной части сочи до границы с Абхазией (до Туапсе не доехали, жаль), 2 раза катались в горы на Красную поляну, побывали в Тисо-самшитовой роще, в биосферном заповеднике и в Дендрарии, в Аквариуме и морском зоопарке, в  парке Ривьера ив морском порту, в Олимпийском парке и Сочи-парке (местный Диснейленд).sochi16 sochi15 Короче, практически везде, где можно пройти или проползти с коляской. И все это были самостоятельные  вылазки, а не организованные экскурсии. См. 2-ю часть обзора

Залог быстрого передвижения – в выгодном расположении нашего штаба. Мы снимали квартиру в районе Хоста, равноудаленном от Адлера и от Центрального Сочи, практически рядом с железнодорожной станцией. Поэтому ожидание маршруток и толкотня нас практически миновали, везде с комфортом и по расписанию – на Ласточках. Сочи – город, где реализована «доступная среда»: отличные тротуары, пандусы, лифты, на железнодорожных станциях – особенно. Поэтому еще одним фактором успеха было наличие коляски, в которой младший турист соглашался сидеть и самостоятельно засыпал согласно внутренним биологическим часам. sochi13На коляску грузились все кофты, дождевики и зонты (мы следили за прогнозом, и он обычно не врал), а также провиант. Все это сделало наш отряд крайне мобильным. Младшего всегда можно было накормить, дать отдохнуть и развлечь. Старшую, когда совсем невмочь ей было идти (а ходили мы по нескольку часов), сажали в ту же коляску и везли обоих. Делали остановки на перекусы. Коляска позволяла брать больше вещей на все погоды: утром прохладно, днем бац солнце и практически жара, вечером солнце село – морозильник. К слову, мы видели, как массово возят в колясках детей возраста примерно как моя старшая, лет 4-5-6. У нас же высаживают в среднем в 2-3 года, дальше сам, ножками.

Большое спасибо маме, что она меня в моем бегательном варианте отдыха поддержала. Конечно, же, мы не бегали. Мы спокойно ходили. Но, просматривая фотографии, создается ощущение, что носились на больших скоростях.

Олимпийская символика. Она везде

Выстраивать интересные маршруты помогал интернет с обзором достопримечательностей, Яндекс-карты на планшете, чтобы не заблудиться, и бумажная туристическая карта. Реальные расстояния она не отражала, зато была наглядна. Пригодилось также воображение. Потому что старшую дочь надо было заинтересовать. Просто так из пункта А в пункт Б ей ходить было неинтересно. Придумывали интересную цель или историю. Так, когда она расхныкалась в Тисо-самшитовой роще, бабушка придумала расселять по маршруту разных сказочных персонажей. Потому что лес действительно сказочный, больше всего похожий на чертоги Бабы Яги в сказках Роу. По этой же причине места, интересные взрослым, чередовались с местами, интересными детям. Мы активно пропагандировали собственное право на отдых, поэтому он был отличен он вояжа по всем детским площадкам на районе. Интересно было всем.

if

IF

Питались мы самостоятельно (снова спасибо бабушке!), и это опять-таки развязало нам руки: сколько хотим, столько гуляем, не жалко прогулять обед и пропустить ужин, потому что мы самостоятельные, как дядя Федор. И не было проблемы, как накормить детей. Готовили то, что они точно едят. В прошлом году за «шведским столом» были проблемы. Еды много, а ничего дочери не нравится.

Очень много было съедено чурчхелы и фруктов. Все заметно подешевело с 1 октября. На рынке, разумеется. Самым бюджетным источником продуктов, включая фрукты, остался Магнит, которому конец сезона не писан.

На пляже мы тоже появлялись, главным образом, чтобы полюбоваться на море.

Закаты хороши, безусловно

Интересно, что оно не остыло, хотя ночи были холодные (+7-9), и дни прохладные (+17-19). Поплавать с удовольствием мешал ветер. Он же гнал с пляжа под вечер: продувало немилосердно. Только в день отъезда удалось застать и солнечную, и безветреную погоду. Так что 1 полноценное купание засчитано. Дети на пляже развлекали себя сами. У них был песочный набор, машинка и фломастеры. Строили дорожки, башни и стены из камней (пляж галечный), играли с мелкой галькой, ка с песком, возили ее на машинах, раскрашивали камни, использовали их как блокнот для эксизов. soch12В прошлом году я такие игры инициировала, в этом приятно было наблюдать за их самостоятельной возней. Всем нравится ноги закапывать и откапывать, к примеру. Младшему Паше очень нравилось переливание воды ведерком из моря в ямку на берегу. Столько ходок он делал за раз, что удивлялись мы настойчивости. sochi14Какой он планировал результат, непонятно. Возможно, хотел собственное маленькое море. Пару раз мы делали ему запруду, там вода хорошо прогревалась, можно было возиться вдоволь, волн нет.

В собственном море.

Район, где мы жили, Хоста – крайне спокойный.

IF

все-таки осень она и в субтропиках осень

То ли всегда, то ли в конце сезона. Во всяком случае, в Адлере гораздо оживленнее, присмотрели себе обиталище в следующий заезд именно там. С одной стороны, это хорошо. Спокойный размеренный отдых. С другой, жизнь практически замирает с закатом, а это 18 часов вечера. Пожилые парочки и компании женщин в возрасте прогуливаются по единственной улочке с магазинами и кафешками. Как таковой набережной в Хосте нет, вечером там темнота и никакой жизни. Поэтому район явно не для светского отдыха. Зато зеленый, приятный, речка есть и общественного транспорта достаточно.