Здесь я опишу, как и с помощью каких пособий, игрушек, методических разработок учу Пашу буквам. Начала знакомить его с буквами в 3 года с хвостиком, к 3,5 мы все буквы изучили, сейчас повторяем. Желание изучать буквы изъявил сам, так что все происходило добровольно и даже с выпрашиванием у мамы: «А какую букву мы сегодня будем изучать?!»

Начала пашу с буквами знакомить сестра, она как раз оттачивает навыки чтения, поэтому мне осталось только подхватить имеющийся интерес.

Базой знакомства с буквами стали  разработки и их распечатки Олеси Широковой, моей подруги и автора проекта «Растим и растем». Видеообзор двух пособий —  материалов для личной азбуки» и азбуки «В мире животных» смотрите ниже:

Оба комплекта можно приобрести у Олеси по цене средненького букваря или азбуки, а толку больше, хотя бы потому, что там много работы ребенка и тренировка моторных навыков,а  также вот это «моя азбука, я сделал сам!»

Помимо этих комплектов, пригодилась магнитная азбука (у нас перемешано два набора), старые-добрые магнитные карточки с буквами и зверями (у нас используются как просто-карточки, и намешано 3 набора), мольберт с магнитной доской и доской для мела, магнитная мозаика и звуковой плакат «Знаток».

Типичное  занятие по знакомству с очередной буквой

Сначала -мультики: там букву произносят и показывают слова на эту букву. Любимым был мульт от Мизяка-дизяка, где произносятся звуки, а не названия букв, что облегчает потом переход на чтение. Подборка мультиков с алфавитными песенками есть в группе ВК, включая и и этот.

Затем мы брались за распечатки из личной азбуки. В них были стихи, чистоговорки, загадки, игры, сказки про каждую букву. Все это зачитывала я, паша старался все произносить, там где было сложно, Ирина помогала. Например, ей понравилось придумывать слова на первые две буквы: на, но, ну, ны. Паше такое было сложно на этапе знакомства. Затем, собственно, делалась страничка личной азбуки.

Мы с Ириной вырезали картинки, обозначающие слова, которые начинаются на определенную букву, а паша их приклеивал. Затем для Ирины было спецзадание вырезать и приклеить правильно подписи-слова к ним. Изучаемую букву лепили из пластилина, собирали как пазл из 4 частей, раскрашивали разными креативными способами, предложенными тетей Олесей. Ф закрашивается фломастерами, К -карандашами. также К можно засыпать крупой, П — выложить палочками… ну вы поняли. Везде царит изучаемая буква. Были в наборе и обводилки, и задания на поиск буквы.

Тут мы подключали свои пособия. В общей свалке букв с магнитами я просила найти все изучаемые (несколько штук), их мы располагали на магнитной стороне мольберта.

на оборотной стороне Ирина по собственной инициативе делала собственное пособие — плакат: рисовала большую букву, слова на нее, сопровождаемые рисунками. Понятно, что как слышу, так и пишу, поэтому перлов там было немало, в своем фотоархиве я пока раскопала только фото плаката на Н, где почти все правильно, остальные прячутся. «ВАРИШКА», к примеру, — догадаетесь, что там было нарисовано?

Рядом с магнитными буквами, если Паша в настроении и еще не устал, мы вместе выкладывали изучаемые буквы из магнитной мозаики, и это тоже почерпнутая от Олеси Широковой фишка. если настроения не было, я буквы собирала и ломала, или собирала неправильно,а Паша их чинил.

Игры на сопоставление. Это уже больше к закреплению относится, когда часть букв изучена, и дети раскопали карточки со зверями, потому что они тоже к делу относятся.

На сладкое у нас была сборка буквы из «В мире животных». Задумка пособия — не только познакомить с буквами, но и развить фантазию, расширить кругозор. Есть карточка с буквой на определенном фоне, изображающем среду обитания животного, название которого начинается на эту букву и которого мы сейчас будем вырезать и собирать. Есть детали, которые нужно вырезать и наклеить, есть образец и познавательный текст. Здесь у нас тоже была артельная работа, потому что Паша не настолько отлично вырезает. А некоторые мелкие детали пасовала вырезать даже Ирина. Нов  целом это выглядело так: Ирина вырезает, Паша наклеивает по образцу, я контролирую и читаю текст. Детям нравилось. Мы начали собирать животных-буквы не с начала нашей буквенной эпопеи, поэтому в начале получалось и по два зверя-буквы за раз,. Когда мы выровнялись, детей сложно было удержать, им надо было «еще зверей». 

Закрепляли изученное плакатом «Знаток», где есть режимы и произнесения звуков, и названия букв, и специальная алфавитная песенка, ну и задания по поиску букв на плакате.

Если всем еще не надоела буква до безумия, мы отправляли искать предметы «на эту букву», изображали букву руками, пальцами, собой (телом) и другими способами дурачились «по теме».

Были дни, когда все-все из описанного не удавалось успеть или вообще пропускался день, поэтому в целом на все буквы русского алфавита ушло 1,5 месяца. сейчас повторяем и закрепляем, уже не в таком плотном и поточном темпе. Зная своего сына, я очень удивилась, что мы прошли все без перерывов на «надоело». К буквам интерес не пропал, паша по-прежнему регулярно вытаскивает свою пухлую азбуку и везде выискивает буквы. Вот два азбуки рядом

Пашина гораздо толще, потому что буквозвериков, когда мы изучали эту тему с Ириной, еще не было.