Скоро тренинг. Снова будем с участницами прокачивать систему занятий, составлять комфортный план и работать над его внедрением в жизнь. Вот какой он будет>> Задумалась, а что важное я усвоила за годы, которые регулярно бьюсь над вопросом «как лучше развивать моих детей?».

Здесь собраны 10 инсайтов и выводов, которые первыми вспомнились и кажутся все крайне важными

Если вспомнится что-то еще, допишу и переименую статью в 15, 20, 45 инсайтов. А пока их 10

1.Идеальной методики не существует. Знакомые всем методики создавались вовсе не для домашних заданий один на один, ребенок-мама. Все мамы их адаптируют, в той или иной мере. И что-то подходит больше, что-то – меньше.

2.Подход «а можно все посмотреть? – путь в никуда. Книг о том, как заниматься с детьми, много, сайтов и толковых авторов – еще больше, групп с «полезняшками» для занятий – не счесть. Первое желание, когда погружаешься в этот мир – успеть все, перепробовать все, а вдруг вот по этой ссылке найду клондайк, россыпь идей, успокоительную пилюлю, что я хорошая мама. Хорошая. Только чтобы быть такой, необязательно перерыть весь интернет и перечитать все-превсе про детей. Все не успеть. У меня огромный архив материалов скопился. Я его скоро буду выкладывать в группу. Когда-то я надеялась все это переиграть-перезаниматься со своими детьми. Наверное, это даже реально. Только это станет смыслом нашего времяпрепровождения. А мне это не надо. Уже не надо. Я научилась доверять себе и своим детям. Они сами подталкивают к тому, что важно, а я «случайно» нахожу то, что ценно именно сейчас. Мне не раз писали в духе «вот бы ваш сайт раньше найти!» Все вовремя происходит. Может, раньше и не надо было? Были другие источники вдохновения, более отвечающее состоянию читателя в тот момент. Не гонитесь за всем. Нашли что-то, что вам нравится (книгу, сайт, методику, группу) – пользуйтесь и радуйтесь, внедрите сначала это! Иначе будет только бесконечная подготовка к идеальному занятию, пока дети растут и вырастают.

3.Ребенку нужно время наедине с собой, время для развития и открытий, ему надо давать поскучать, пусть занимает себя сам. Я никогда почти не прерываю игру детей. Почти всегда то, что я смогу им предложить – не так весело и так изобретательно, как придумали они сами. Включиться могу, могу поставить ограничения во времени, если под угрозой – режим или наше опоздание куда-либо. У них всегда полезные игры. Даже если внешне это просто дур, я наблюдаю, как они взаимодействуют, как крепнет их эмоциональная связь, как вместе придумывают правила и повторяющиеся действия.

4.Занятия с первым ребенком – мощная инвестиция в развитие второго и последующих. У меня два. Со старшей дочерью я занималась, можно сказать, яростно. Как любая мать, увлекшаяся темой так называемого раннего развития, когда боязно упустить время. С появлением второго ребенка случился неимоверный дзен. Я успокоилась. Не совсем сразу, но получилось отпустить этот процесс. Теперь я балдею, наблюдая, как старшая постоянно обучает своего младшего брата. Чему-то она его учит осознанно, преподает уроки, объясняет. Но гораздо больше он постигает, повторяя за ней. Не всегда только хорошее и воспитательно-полезное, но с дочки копирование идет гораздо проще, чем с меня. Ее опыт ему усвоить проще. Я не делала точных замеров, но по ощущениям по уровню развития, знаний и дочь в свои 2,5, и сын крайне близки, а сил во второго, моих лично, вложено гораздо меньше.

5.После трех не поздно. Ну не поздно и все тут. Помню, как я «долбила» со старшей дочкой темы «цвета» и «больше-меньше» на всех возможных пособиях и подручных предметов с самого нежного возраста и долго не видела видимого результата. Утешала себя тем, что ребенок получает впечатления, раздражители, ощущения, это укрепляет нервные волокна, способствует формированию новых связей в мозге… ну вы знаете.  С сыном я эти цвета несчастные трогала гораздо реже, «пробовала воду»: уже понимает или еще нет. Также и с размерами, сравнениями. Можно сказать, вообще не трогала их, если сравнивать с первым ребенком. И вот он подрос, и нескольких показов достаточно, чтобы запомнил и размеры эти,  цвета, и что угодно.   Это не значит, что заниматься не надо. Но убрать панику такие примеры мне помогают.

6.Я занимаюсь с детьми столько, сколько могу, и я хорошая мама вне зависимости от того, сколько времени я провела с ними, я по определению такая, дети подтверждают. Но чтобы проще было это понимание в себе поддерживать и оберегать себя от приступов паники (см. пункт выше, а они, безусловно, бывают и накатывают), я вычислила тот минимум, который позволяет мне себя чувствовать мамой, которая достаточно занимается со своими детьми. У меня это – два занятия в среднем по полчаса-часу каждое в день, часть времени провожу с обоими сразу, часть – уделяю персонально каждому.

7.Во всем важна мера. Все на запланируешь, но и пускать на самотек занятия не стоит. Всегда можно подобрать оптимальный план, чтобы соблюсти баланс между потребностями ребенка и возможностями мамы. Для меня это – план-минимум по занятиям с каждым, по самым актуальным сферам и темам, мои личные бзики и хотелки плюс интересы самих детей. Минимум я контролирую, а на остальное, скажем так, поглядываю.

8.Для детского «саморазвития» нужна среда для игр и правильный запуск, тогда самостоятельность детей увеличится, а мои затраты сил – уменьшатся в разы. Что такое среда? Это оформление детской, расстановка игрушек, проведенная демонстрация, как с разными игрушками можно взаимодействовать. Правильный запуск – это сюжет игры, объясненные и показанные правила, обеспечение безопасности для детей и вещей. К примеру, достала я карточки-половинки, показала ребенку, как собирать одну, две, три. Дальше отдаю карточки в свободное манипулирование. Может, и не увлечется. А может, продолжит игру, придумает ей продолжение, достанет новые игрушки. Также с конструкторами: начинаем строить вместе, потом я устраняюсь. Также и с сюжетными играми: создаю «легенду», помогаю с подбором реквизита, дальше сами.

9.Надо проводить время с детьми так, как они хотят, а не так, как кажется правильным. Иногда полезнее просто подурачиться, погоняться друг за другом, пообниматься. Пусть  даже руки жгут свежераспечатанные конспекты и задания по чему-нибудь.  Мама – не учитель, мама – мама. Что вы из собственного детства вспоминаете? Какие моменты с мамой помните больше – как играли и гуляли или как читать учились?

10.Нельзя составить план или систему занятий, которая прослужит долго. Матрицу, основу – можно, а наполнение – нельзя. Поэтому не надо сидеть над планом долго. И лучше пусть он будет гибким. Точно не надо откладывать занятия, потому что план недостаточно хорош, надо еще что-то там изучить и тогда решить, как заниматься. Лучше хоть какая-то активность с ребенком, чем никакой. И лучше хоть какой-то план, чем просто намерение его когда-то написать. И лучше следовать элементарному плану, чем изобретать сложную систему, которая останется на бумаге.

Это мои личные выводы. Хотите разобраться, что для вас важно в занятиях с ребенком? Приглашаю на тренинг «Прокачаем домашние занятия с детьми»