Все выпуски этой рубрики основаны на реальных разговорах с ребенком Ириной 9 лет. Иногда — день-в-день, как сегодня.

Сидит этот ребенок и выполняет задания на платформе Учи.ру. Вторая смена, до уроков еще часа полтора. Море времени проработать заданные мамой карточки и еще собраться успеть — если бы не постоянные отвлечения. Повода два — сбегать за чем-нибудь на кухню и котики. Они же всегда что-то интересное вытворяют. То художественно лежат, то смешно, то играют со своим хвостом, то друг с другом.

В последнее время у нас хорошо заходят «комедийные нотации». Когда я изображаю в мини-сценках поведение детей с преувеличением или разыгрываю анекдоты в тему. В этот раз была инсценировка мема «Я никогда не отклека…. ой, кошка!»

Ирина посмеялась, попросила раза 3 повторить, подула губки, что она так не делает. Объяснила ей суть приема гиперболы. Затем вернулись к насущной проблеме — отвлечениям.

Из-за них простая задача затягивается на часы, все планы рушатся, начинается паника и спешка.

Тренировка фокуса внимания — суперактуальная вещь для всех возрастов. Из-за соцсетей, телефонов, многозадачности, отсутствия планов и четких границ постоянные отвлечения мешают жить и работать. Способов натренировать концентрацию много. Мы с Ириной пока что выбрали для нее следующие:

⭐ Отдает мне телефон, когда выполняет домашнюю работу или учебные задания.

⭐ Выгоняет кошек. Сложно выполнимый пункт. Они будут скрестись в дверь и громко требовать ее открыть немедленно. Но мы попробуем.

⭐ Проговариваем план на утро или вечер. Что за чем ей стоит и нужно сделать. Мы уже это делаем. Подключим тайминг. Будем засекать, сколько Ирина ожидала потратить на каждое дело и сколько получилось на самом деле.

⭐ Тренирует однозадачность — в один момент занята только одним делом. Исключение — для творчества в свободное время. Хочет смотреть мультики фоном, пусть смотрит. Однако объясняю, что если заменить хотя бы на музыку, она быстрее бы справлялась со своими изделиями.

⭐ Сначала дело, затем отдых. Сделала нечто важное и обязательное — получаешь 10-15 минут свободного времени. Наблюдаю частенько и у себя, и у Ирины желание «наотдыхаться заранее». Сначала что-то для души и удовольствия — потом польза. Работает хреново.

⭐ Еда и посуда только на кухне, за исключением выходных. Тоже уже довольно давно практикуем, но все равно кружки и печеньки еще прорываются в детские комнаты.

⭐ Лекции и видеоуроки — в наушниках.

⭐ Будь Ирина постарше, я добавила бы пунктик про важность. В планировании, распределении времени, «всеуспеянии» есть уровень «фишечек» и лайфхаков. Пункты выше — как раз оттуда. Есть уровень и поглубже. Мне нравится слово «важность». Петр Людвиг в книге «Победи прокрастинацию!» пишет о «личном видении» и хорошо объясняет, почему одно оно способно разрешить проблему отвлечений. Можно заменить на грубовато-бытовое «А нафига». Другие версии приводить не буду )).

Я не отвлекаюсь… ладно, будем реалистами. Я меньше отвлекаюсь, когда знаю-понимаю, почему для меня это 1) важно сделать 2) прямо сейчас. К чему это приведет в будущем и какие профиты даст.