Все случается вовремя. Вот весьма вовремя оказались в нашем доме книги про монсиков. Это авторская разработка психолога Виктории Шиманской, которая  призвана помочь родителям в развитии эмоционального интеллекта детей. То есть способности понимать эмоции других людей и правильно реагировать, а также определять собственные эмоции и действовать с учетом этих знаний.

SONY DSC

Моя дочь Ирина быстро подружилась с монсиками. Это сказочные персонажи, населяющие волшебную страну – Долину монсиков. И каждый из которых представляет определенную эмоцию или состояние, и ведет себя соответствующим образом.

Сначала мы изучили книгу «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», в которой через серию историй читателя последовательно знакомят со всеми монсиками: Хохотайкой (радость), Мими (вдохновение), Грустякиным , Бесстрашным (страх), Помогайкой (доверие), Смысликами (удивление), Нескучайкой (интерес) и Миротворцем (гнев).

Это не просто книга с историями, а своеобразный детский тренинг. К каждому рассказу предлагаются игры, предполагающие как активные движения, так и «на подумать» и «на порисовать». Поэтому, по задумке автора, книгу стоит не просто читать, а сразу прорабатывать. У нас это получалось в зависимости от настроения, и моего, и дочери. Иногда просто очень хотелось понежиться в кровати перед сном и не подпрыгивать, как это просят в задании. Тогда на следующий день мы вспоминали эти игры.

Мне понравилось представление персонажей. Для каждого придуманы девизы и фирменные фразочки, таланты, успехи и достижения. Так сразу создается объемный образ, с определенным багажом. Оказалось, ребенок все эти мелочи отлично запоминает. Видимо, потому что они интересно придуманы и добавляют красок.

Интересна идея филингбокса, или «коробки  чувств и эмоций». Для каждой эмоции предлагается придумать и подобрать образы, предметы или действия, этой эмоции отвечающие или ее характеризующие, причем по пяти органам чувств. На примере радости: как выглядит радость (зрение), как можно услышать радость, какова она на вкус и запах, и как ее потрогать. Мне кажется, это интересное упражнение не только для детей, но и для родителей, для мам. Особенно — для мам, потому что женщинам порой сложно совладать с эмоциями, и подкачать свой эмоциональный интеллект тоже не повредит.

К тому же это интересный творческий проект, совместный с ребенком. У меня есть собственная «коробка памяти», куда помещаются разные штучки, напоминающие о событиях личных и семейных, преимущественно радостных. Появилась идея коробку расширить, чтобы многограннее отображала пережитое.

Книгу мы сейчас перечитываем, по настоянию дочери. Заявленный автором возраст детей-читателей – 3-8 лет. Моему сыну скоро 3, и я думаю, ему сложно будет понять смысл историй. Все-таки тема эмоций довольно абстрактная. Как погода, время  и математика. До нее нужно дорасти, чтобы про нее  читать (что не мешает отмечать проявления эмоций каждый день с любого возраста).

Зато сын может разглядывать персонажей и иллюстрации, они очень милые, в стиле детских акварельных рисунков. Можно брать идеи для вдохновения, чтобы с ребенком нарисовать похожие пейзажи, замки и сады.

Дочери скоро будет 6, и отдельные задания  ей тоже приходится объяснять. Например, после каждого рассказа предлагается прописать такие вещи как «Мои цели» и «Что мне помогает в жизни». Задумалась, как и когда такие вещи доносить ребенку. Может, уже пора, учитывая, что я провожу тренинги для взрослых на эту тему?!…

Альбом для рисования «Цветная книга эмоций. Рисуем с монсиками» уже практически весь изрисован. Ирине очень понравилось. Многие задания показались мне знакомыми с тех времен, когда я интересовалась арт-терапией. Еще бы пару таких альбомчиков составители сделали, с похожими заданиями!

SONY DSC

Представилась возможность наблюдать, насколько могут быть полезны задания по творческой интерпретации эмоций. Однажды Ирина рассердилась на брата за то, что он сломал ее постройку. Он частенько так делает, и эмоции с обоих сторон зашкаливают. Видя ее расстройство, открыла разворот альбома, посвященный гневу, где предлагалось прогнать вреднопакости, закрасив их. Такой страсти я от своего ребенка не ожидала! Так яростно она работала карандашом. Когда эмоции улеглись, попутно понаблюдали, как зависит толщина и цвет линии от нажима на карандаш.

SONY DSC

Остальные задания на дорисовать, раскрасить, представить тоже заинтересовали, а мне приятно, что ребенок снова рисует карандашами, так как по ходу задания это самое логичное. А то все краски да фломастеры выбирает.

SONY DSC

Третья книга-раскраска «Легенды долины монсиков»  представляет дополнительные истории про обитателей волшебной долины, которые учатся в академии, изобретают нечто новое и разрабатывают проекты. Об этих проектах книга и рассказывает. Такое легкое погружение в тему проектной деятельности.

Страницы снабжены раскрасками в стиле раскрасок-антистресс, с орнаментами и множеством мелких деталей. Поэтому, если ребенок еще не дорос до таких, требующих хороших навыков владения писчими принадлежностями, раскрасок, взяться за карандаш можно самим и немного порелаксировать.

SONY DSC

Герои в сознании ребенка прижились, и пока это идет на пользу. К примеру, с дочерью стало проще договариваться, апеллируя к персонажам, приглашая их нам помочь в какой-либо ситуации. Недавно слышала на прогулке следующее: «Я боялась забираться на эту гору снега, но я позвала Бесстрашного и справилась!»

Сейчас в группу Вконтакте заходим и выуживаем оттуда дополнительные истории про монсиков, задания и идеи поделок.

По мне, это гораздо интереснее, чем ребенку показывать карточки-смайлики, эмоции изображающие. Тут целый мир симпатичных персонажей, к которым можно возвращаться еще долгое время.

Сайт проекта>>