Эмоциональное развитие с Монсиками
Все случается вовремя. Вот весьма вовремя оказались в нашем доме книги про монсиков. Это авторская разработка психолога Виктории Шиманской, которая призвана помочь родителям в развитии эмоционального интеллекта детей. То есть способности понимать эмоции других людей и правильно реагировать, а также определять собственные эмоции и действовать с учетом этих знаний.
Моя дочь Ирина быстро подружилась с монсиками. Это сказочные персонажи, населяющие волшебную страну – Долину монсиков. И каждый из которых представляет определенную эмоцию или состояние, и ведет себя соответствующим образом.
Сначала мы изучили книгу «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», в которой через серию историй читателя последовательно знакомят со всеми монсиками: Хохотайкой (радость), Мими (вдохновение), Грустякиным , Бесстрашным (страх), Помогайкой (доверие), Смысликами (удивление), Нескучайкой (интерес) и Миротворцем (гнев).
Это не просто книга с историями, а своеобразный детский тренинг. К каждому рассказу предлагаются игры, предполагающие как активные движения, так и «на подумать» и «на порисовать». Поэтому, по задумке автора, книгу стоит не просто читать, а сразу прорабатывать. У нас это получалось в зависимости от настроения, и моего, и дочери. Иногда просто очень хотелось понежиться в кровати перед сном и не подпрыгивать, как это просят в задании. Тогда на следующий день мы вспоминали эти игры.
Мне понравилось представление персонажей. Для каждого придуманы девизы и фирменные фразочки, таланты, успехи и достижения. Так сразу создается объемный образ, с определенным багажом. Оказалось, ребенок все эти мелочи отлично запоминает. Видимо, потому что они интересно придуманы и добавляют красок.
Интересна идея филингбокса, или «коробки чувств и эмоций». Для каждой эмоции предлагается придумать и подобрать образы, предметы или действия, этой эмоции отвечающие или ее характеризующие, причем по пяти органам чувств. На примере радости: как выглядит радость (зрение), как можно услышать радость, какова она на вкус и запах, и как ее потрогать. Мне кажется, это интересное упражнение не только для детей, но и для родителей, для мам. Особенно — для мам, потому что женщинам порой сложно совладать с эмоциями, и подкачать свой эмоциональный интеллект тоже не повредит.
К тому же это интересный творческий проект, совместный с ребенком. У меня есть собственная «коробка памяти», куда помещаются разные штучки, напоминающие о событиях личных и семейных, преимущественно радостных. Появилась идея коробку расширить, чтобы многограннее отображала пережитое.
Книгу мы сейчас перечитываем, по настоянию дочери. Заявленный автором возраст детей-читателей – 3-8 лет. Моему сыну скоро 3, и я думаю, ему сложно будет понять смысл историй. Все-таки тема эмоций довольно абстрактная. Как погода, время и математика. До нее нужно дорасти, чтобы про нее читать (что не мешает отмечать проявления эмоций каждый день с любого возраста).
Зато сын может разглядывать персонажей и иллюстрации, они очень милые, в стиле детских акварельных рисунков. Можно брать идеи для вдохновения, чтобы с ребенком нарисовать похожие пейзажи, замки и сады.
Дочери скоро будет 6, и отдельные задания ей тоже приходится объяснять. Например, после каждого рассказа предлагается прописать такие вещи как «Мои цели» и «Что мне помогает в жизни». Задумалась, как и когда такие вещи доносить ребенку. Может, уже пора, учитывая, что я провожу тренинги для взрослых на эту тему?!…
Альбом для рисования «Цветная книга эмоций. Рисуем с монсиками» уже практически весь изрисован. Ирине очень понравилось. Многие задания показались мне знакомыми с тех времен, когда я интересовалась арт-терапией. Еще бы пару таких альбомчиков составители сделали, с похожими заданиями!
Представилась возможность наблюдать, насколько могут быть полезны задания по творческой интерпретации эмоций. Однажды Ирина рассердилась на брата за то, что он сломал ее постройку. Он частенько так делает, и эмоции с обоих сторон зашкаливают. Видя ее расстройство, открыла разворот альбома, посвященный гневу, где предлагалось прогнать вреднопакости, закрасив их. Такой страсти я от своего ребенка не ожидала! Так яростно она работала карандашом. Когда эмоции улеглись, попутно понаблюдали, как зависит толщина и цвет линии от нажима на карандаш.
Остальные задания на дорисовать, раскрасить, представить тоже заинтересовали, а мне приятно, что ребенок снова рисует карандашами, так как по ходу задания это самое логичное. А то все краски да фломастеры выбирает.
Третья книга-раскраска «Легенды долины монсиков» представляет дополнительные истории про обитателей волшебной долины, которые учатся в академии, изобретают нечто новое и разрабатывают проекты. Об этих проектах книга и рассказывает. Такое легкое погружение в тему проектной деятельности.
Страницы снабжены раскрасками в стиле раскрасок-антистресс, с орнаментами и множеством мелких деталей. Поэтому, если ребенок еще не дорос до таких, требующих хороших навыков владения писчими принадлежностями, раскрасок, взяться за карандаш можно самим и немного порелаксировать.
Герои в сознании ребенка прижились, и пока это идет на пользу. К примеру, с дочерью стало проще договариваться, апеллируя к персонажам, приглашая их нам помочь в какой-либо ситуации. Недавно слышала на прогулке следующее: «Я боялась забираться на эту гору снега, но я позвала Бесстрашного и справилась!»
Сейчас в группу Вконтакте заходим и выуживаем оттуда дополнительные истории про монсиков, задания и идеи поделок.
По мне, это гораздо интереснее, чем ребенку показывать карточки-смайлики, эмоции изображающие. Тут целый мир симпатичных персонажей, к которым можно возвращаться еще долгое время.
Добавить комментарий