На дворе масленичная неделя, поэтому – подборка игр по мотивам блинов и Масленицы. Блин и солнце — центральные образы, на них легко придумать игры на:

  • Сенсорику, мелкую моторику, пальчиковые игры
  • Тренировку навыков работы с ножницами, клеем, бумагой
  • Рисование, лепку, аппликацию
  • Определение цвета и формы
  • Совместные с детьми кулинарные этюды.
  • Повод поговорить об истории, народных традициях и живописи
  • Музыкальное развитие (русские народные мотивы).

Теперь собственно варианты игр

Часть мы освоили в последние 2 дня, часть – в планах, поэтому наши фото есть не везде.

  • Короткий рассказ о празднике. Ввод в тему. Хорошо бы подошла презентация, но мне не попалось удачных. Все – про каждый из дней масленичной недели, для детей дошкольников, как мне кажется, это не очень актуальная информация. Поэтому я «на пальцах» (с парой иллюстраций), по большому секрету дочери рассказала, что это за праздник, и почему он такой веселый (если совсем упрощенно, проводы Зимы).

Блок «блины из подручных средств»

  • Ищем дома предметы, похожие на блин, то есть круглые и желтые. В нашей игровой это оказались кукольные тарелки, круглые блоки Дьенеша, детали геометрического конструктора, крышки, детали коврика-пазла. Часть наборов пришлось подложить на видное место.SONY DSC

SONY DSC

  • Фотоохота на круглые предметы. Или охота с корзинкой. У нас есть простенький фотоаппарат, который дочери разрешено брать, на него она и фотографировала свои находки. Нашла она крышку, люстру, глобус, кольцо и батут (остальные фото совсем смазанные, даже я с трудом догадываюсь, что это).рамка для иллюстраций.
  • Строим стопку из блинов. Задачка на ловкость и сообразительность – собрать все найденные «блины» в одну стопку. В процессе ребенок догадался, что большие «блины» лучше выложить в самом начале, для устойчивости конструкции.SONY DSC
  • Угощаем «блинами» зверюшек/кукол. Раскладываем блины по тарелкам, повторяем понятия «поровну», «больше», «меньше», «столько же», счет до 5. У нас в таких играх всегда есть вредная зверюшка, которая жадничает и хулиганит, что позволяет постоянно менять баланс, в данном случае – блинов в тарелках у других зверей, ставя перед радушной хозяйкой все новые задачи по уравниванию.SONY DSC
  • Вырезаем круги/блины. Понадобятся ножницы и желтая/оранжевая бумага. Я заранее наобводила кружков разного диаметра. Это были блины для тех, у кого собачка-хулигашка утащила все с тарелки. Отрабатываем навыки вырезания по кругу, довольно сложная траектория!SONY DSC
  • Обводим круги/блины. Подготовила заранее несколько круглых предметов разного диаметра. Проще всего было бы взять стаканчики-пирамидку, она тоже присутствует, но идея была – показать, как можно получать круги разного размера, используя подручные предметы с кухни. Можно попробовать вырезать из разных материалов: пористая резина, картон, ткань.SONY DSC
  • Лепим блины. Степень самостоятельности процесса зависит от умений ребенка. Ирина не любит лепить, любит резать. Поэтому она отрезала небольшие кусочки желтого пластилина, я помогала ей катать шарики, а она с удовольствием плющила на тарелку.SONY DSC
  • Превращаем блины в солнышки. Были заготовлены макароны для лучиков, но фокус не удался: Ирине стало жалко портить блины.
  • Раскрашиваем блины. Можно и просто белые круги раскрашивать, обведенные двумя пунктами выше. Я сделала неровные заготовки, чтобы на реальные блины походили. Раскрашивать было решено фломастерами (я на краски рассчитывала), поэтому ввели усложнение: украсить ягодами.SONY DSC
  • Катаем блины, мечем блины. Последнее скорее для улицы. Ну или «блины» мягкие бросаются – из фетра или хозяйственных салфеток. А катали мы старые CD-диски. Хорошая отработка довольно сложных двигательных навыков.

Блок «Познавательная информация»

  • Можно показать презентации, ролики о празднике (если найдете удачные, мне не удалось с первого захода). Полистать книги (у бабушки осталась шикарная энциклопедия праздников, надо будет забрать). Посмотреть видео в интернете с народных гуляний.
  • Из чего делают блины. Я готовила презентацию с картинками: ингредиенты и инструкция по выпечке блинов. В конце могут быть разные задания: на выкладывание последовательности «что в начале, что потом», на поиск лишних продуктов, даже лото можно соорудить (с помощью вырезок, принтера или набросав схематичные рисунки). Скачать нашу презентацию.

blini001 blini002 blini003

Скачать задания в хорошем качестве

  • Поговорим о варенье. Развитие речи. Из чего варят варенье – традиционную добавку к блинам? Из каких ягод и фруктов? Как оно будет тогда называться? Из клубники – клубничное, из яблок – яблочное, из вишни – вишневое. Тут можно устроить и игры с картинками, и «найди лишнее» (из чего не варят), и рисование и аппликацию (вырезаем банку, наполняем ее разными фруктами-ягодами). Дети, которые учатся читать, пусть складывают названия из букв, пишут, читают – что умеют.

Блок «кулинарный практикум»

  • Печем блины вместе с ребенком. После изучения «теории» — необходимых ингредиентов и последовательности действий – переходим к практике. Правда, в нашей тематической недельке все начиналось как раз с практики, а теорией закреплялось… не суть. Печем с детьми! То может делать малыш? Разбивать яйца, всыпать сахар, муку, вливать молоко, чуть-чуть помешать тесто, лить его на сковородку – в общем, все может делать, под вашим руководством. БЛИНЫЕсли сковородка и умения позволяют, здорово показать детям, как блины переворачиваются в воздухе.
  • Фигурные блины. Я со своими детьми такое не пробовала (я вообще не пеку блины – это всегда делает муж), но помню из детства, как это здорово – вместе с мамой получать то мишкину мордочку, то носатого человечка, то цветочек. Дети помладше заказывают, на что похожим блин должен получиться, либо просто радуются маминой фантазии, а старшие дошкольники смогут уже и сами фигуры тестом выписывать.
  • Совместное чаепитие. Уплетаем результат совместных усилий.
  • Угадай на вкус. Предлагаем ребенку не глядя определить на вкус различные добавки к блинам: варенье, сгущенку, мед, сметану и прочее. Мед до фотографирования не дожил.SONY DSC
  • Играем в пекарей. По мотивам реальных кухонных подвигов можно построить несколько следующих сюжетно-ролевых игр. Девочки любят в кухню и в гостей играть, да и мальчикам может показаться забавным переворачивать блины в воздухе, используя сковородку из подручных материалов (картона, одноразовых тарелок) и блины из бумаги, хозяйственных салфеток или фетра. По ходу игры «в гостей» можно ввернуть и правила этикета за столом, и сервировку, и рассказ о народных традициях трапез на Масленицу.

Блок «культурный» и все остальное

  • Репродукции картин на масленичные сюжеты. Очень хороши картины Кустодиева, отличная иллюстрация рассказа про Масленицу, можно больше ничего и не привлекать. Я показывала презентации с картинами.masl009
  • Разучивание песен и стихов. Масленичных песен много, что-то попробуйте выучить. Я выбрала пару простых четверостиший:

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

 *******

Вот приехала Масленица!

Сударыня-боярыня Масленица!

С сыром, маслом, и блином,

И румяным пирогом!

  • Музицирование на народных инструментах. Самодельные инструменты. Это деревянные ложки, трещетки, бубны, дудки. Подойдет все, что есть, и что найдется на кухне. Для примера хорошо послушать народные песни с аккомпанементом как раз такими, простейшими инструментами.
  • Народные танцы, хороводы. Простейшие движения русских народных танцев знают все. Попробуйте разучить с ребенком. Мужская партия тоже очень богата: присядка, притопы как минимум.
  • Посещение народных масленичных гуляний. Тут и писать нечего – лучше показать ребенку, как все это выглядит воочию, вместе со сжиганием чучела.
  • Рисуем по мотивам увиденного или раскрашиваем заготовленные раскраски (взять можно тут). По возможностям ребенка. Мы с дочерью обычно рисуем вместе, часто на одном листе, дополняя рисунки друг друга.
  • Куколка из ниток. Традиционный оберег довольно легко сделать самим, в интернете множество мастер-классов. У нас на выходные запланирована такая поделка.masl008
  • Тренажер косичек. Солнышко – еще один излюбленный сюжет на Масленицу. Кстати пришлась игрушка, сшитая уже давно – «солнышко» из флиса со вшитыми полосками, которые нужно заплетать в косички. Никак не соберусь ему личико вышить.SONY DSC
  • Катание с гор – катание всего, что под руку попадется. О реальном катании можно не упоминать – дети напомнят сами. Горки – традиционные развлечение на Масленицу. Катание с горки предметов считается также отличным развивающим занятием, завораживающим как младенцев, так и детей постарше. Моя трехлетка с удовольствием катает с домашней горки игрушки, машинки, мячики всех размеров, разные геометрические фигуры. Некоторые ведь катятся! На этот раз попросила собрать ей специальный катальный лабиринт – призвали папу, собрали. SONY DSCЗа катящимися шариками дети – 3,5 и 0,7 лет – наблюдали как завороженные минут 20. А я готовила материалы для этой статьи.