Если Вы интересуетесь темой развития ребенка, у Вас уже наверняка на жестком диске находится не один гигабайт различных материалов: книги, презентации, карточки, тематические сборники. Многим ли из этого Вы реально пользуетесь? Вряд ли, и одна из главных причин – файлы сброшены в одну папку, и невозможно в нужный момент отыскать что-то подходящее по теме или возрасту. Выход один – упорядочивать.

Немного из личного опыта. Качать все, что под руку попадется по теме детского развития, я начала еще в первую беременность, когда вышла в декрет и прочитала пару книг о раннем развитии детей. И статьи в закладки сохраняла, и материалы копила – все, вплоть до подготовки ребенка к школе. Объяснение самой себе выглядело как «а вдруг потом не найду». Опыт показывает, что гораздо сложнее регулярно находиться в интернете и не нацеплять всяких бесплатностей.

С начала сбора библиотеки детских полезностей прошло уже более 3 лет, за это время я перепробовала разные способы упорядочивания информации, которой накопилось более 50 гигабайт. Что получилось в итоге, смотрите здесь, а пока общие рекомендации по созданию собственной кладовой.

Вот какие варианты классификации можно выделить:

1.По автору (источнику), серии, издательству.

2. По сферам развития (речь, сенсорика, логика и т.д.).

3. По темам (тематические подборки: животные, времена года, транспорт и т.д.)

4. По видам материалов (карточки, презентации, книги с заданиями, энциклопедии).

5. По возрастам (до года, 1-2, 2-3, 4-5)

6. Смесь двух, трех или всех видов, вложенных один в другой.

Сейчас о каждом подробнее, потому что я применяла в свое время все, кроме деления по возрастам.  В настоящий момент пользуюсь всеми видами классификации, с дублированием информации (место на диске позволяет). Для тех же, кто ограничен в дисковом пространстве, придется что-то выбирать.

Сортировка по авторам и источникам.

Я начинала сохранять материалы именно так, создавая папки с именем полюбившихся мам-блоггеров, названиями сайтов и издательств. Когда материалов было не очень много, мне было проще вспомнить, у кого я это видела и откуда утянула к себе в копилку. У каждого автора, у каждой серии книжек свой стиль, и если он пришелся по душе ребенку и Вам, логично и дальше обращаться к новым материалам этих авторов. Подобный способ хранения информации удобен и для тех, кто предпочитает заниматься по готовым материалам. Например, пройти с ребенком все серии «Школы семи гномов» или купленный у кого-то комплект тематических занятий. Обычно такие «коробочные» варианты предполагают более-менее разностороннее развитие.

Сортировка по сферам развития.

Когда первому ребенку исполнилось 9 месяцев, мне сложно стало держать в голове все направления, по которым надо успеть позаниматься в течение дня: речь, сенсорика, все физические упражнения и много чего еще. Тогда я и занялась плотно составлением собственных программ развития, и упор сделала как раз на сферы развития. Список основных приведен в этой статье. Поэтому и материалы мне стало удобнее хранить именно так, по направлениям. Книжки, карточки, игры по развитию речи – отдельно, все то же по формированию представлений об окружающем мире – отдельно. И все, что у меня раньше лежало «по авторам», я усердно растащила в папки «речь», «логика», «подвижные игры» и так далее. Так все лежало довольно долго, пока я снова не столкнулась с необходимостью искать материалы по авторам. Вернее, по издательствам. Нам с дочерью полюбились журналы издательства «Карапуз» и некоторые другие. Поэтому я создала рядом с папкой по сферам развития папку «Методика по авторам» и начала обратное копирование, создав два параллельных архива (говорю же, место позволяет). Для тех, кто планирует комплексные занятия со своим ребенком (детьми), эта сортировка мне кажется оптимальной.

Сортировка по темам.

Самая хлопотная и трудозатратная, как мне показалось. Пригождается, если планируется проведение с ребенком тематических неделек. Я на них решилась, когда дочери исполнилось 2,5 года. Тогда встал вопрос: снова выискивать материалы, скажем, о домашних животных, в сети или покопаться с памяти и своем компьютере, ведь наверняка у меня все это есть, только хорошо спрятано. Так и оказалось. Перелопатив в третий раз капитально свое хранилище развивалок, создала еще одну, самую востребованную на данный момент папочку – «Тематические подборки». Работа была проделана большая. Я выделила самые популярные темы, в них завела подтемы, а в них уже – следующий вид сортировки – по материалам. Самой разветвленной оказалась обожаемая дочерью тема животных: они разделены на млекопитающих, морских, насекомых, рептилий, млекопитающие – на домашних, диких (лесных), африканских, северных и так далее. Это не совсем соответствует научной классификации животных, зато хорошо ложится на детские недельки. Кто уже готовил такое, тот видел, что именно так их делят авторы разных книг и пособий для детей. Теперь, когда дочь просит «про ежиков» или «про кошек», мне очень легко без всякой подготовки провести такое занятие с презентациями, играми и рассказами.

Сортировка по видам материалов.

Подойдет для занятий с детьми младше 2 лет, когда они еще не очень настроены воспринимать знания по темам. Тогда, действительно, иногда не первое место выступает тип материалов, Например, вы смотрите карточки каждый день, темы меняются, но их порядок значения не имеет. Тогда удобнее все карточки хранить в одной папке. Также обстоит дело и с презентациями. Своей дочери до года я показывала в день 2-3 презентации, и мне также удобнее было хранить их в корневой папке, чтобы быстро находить и открывать. Какие еще могут быть папки «по типу»? Раскраски, книги  с заданиями, альбомы для творчества (даже если Вы их не планируете распечатывать, полезно черпать оттуда идеи для занятий), рабочие тетради, аудио- и видеофайлы (например, песенки Железновых или развивающие мультфильмы).

Я этот тип сортировки использую как вложенный в тематический. Например, тема – домашние животные, и в этой папке есть вложенные папки «Карточки», «Презентации», «Книги с заданиями». Эти три папки есть у меня и практически в каждом тематическом каталоге.

По возрастам.

Авторы пособий и блоггеры традиционно делят все материалы для детей либо по годам (0+, 1+,2+ и т.д.), либо объединяют в более крупные группы (до года, 1-2 года, 2-3, 4-5, 6-7). Я пыталась так сортировать презентации, когда дочь еще была маленькая. Как потом выяснилось, я смутно представляла возможности 2-3-летнего ребенка (а далее – и подавно), поэтому пришлось все потом переделывать. Чтобы не перерывать лишние файлы, можно, конечно, сразу их раскладывать по возрастам. Это сэкономит время, если Вы готовите занятие с 2-леткой, а альбомов по развитию речи у Вас скоплено аж до времени подготовки к школе. Причем не всегда стоит ориентироваться на маркировку на самих материалах. Обычно она слегка занижена. Особенно для детей, с которыми дома регулярно занимаются.

Я планирую впредь раскладывать материалы еще и по возрастам, то есть делать еще один параллельный каталог, но «по ходу». Снова пересматривать весь архив желания нет, а при подготовке занятий с младшим со временем он сформируется сам собой. Будет что передать по наследству подругам.

Рекомендации по созданию собственной системы хранения информации:

  • Если Вы читаете эту статью, а на компьютере уже есть пара килотонн разношерстных файлов «для детей», утешить Вас нечем – работа предстоит большая. Вам придется как минимум по разу все эти файлы открыть. Ну и рассортировать по полочкам. Поэтому для облегчения своей участи с логикой и структурой хранилища нужно определиться заранее. Эта статья, собственно, и призвана в этом помочь.
  • Если Вам еще предстоит создать собственную библиотеку, а также если Вы не хотите больше запускать ее, совет: раскладывайте все сразу по местам! Ну или хотя бы раз в неделю. Гораздо проще сделать несколько лишних движений мышкой, каждый раз выбирая нужную папку для скачивания файла, чем потом пытаться по названию (часто написанному латиницей или вообще ни о чем не говорящему) понять, что же там внутри, пригодится ли оно Вам сейчас, а также открывать зазря множество файлов в поисках материалов про осень, к примеру.
  • Чем более разветвленная структура папок и более дробный каталог (больше вложенных папок), тем проще потом находить информацию, НО дольше такой каталог создавать. Поэтому на какой стадии экономить время – на создании своей кладовки или на ежедневных поисках в ней – решать вам.
  • Не стоит создавать много-много папок в корневом каталоге, важно выделить основные темы. Во множестве наименований взгляд заблудится. Лучше «подпапки» наплодить.
  • Объединяем родственные темы: например «игры настольные» и «игры на улице» можно объединить в корневую папку «игры».
  • В любом файловом менеджере (Проводник, Total commander) папки располагаются в алфавитном порядке. Самые востребованные можно поднять, добавив перед названием знак пунктуации (у меня восклицательный) либо пронумеровав папки. Самую первую всегда проще и быстрее открывать.

Моя система хранения материалов, построенная на описанных принципах, описана здесь