В садике есть план: в понедельник — лепка, во вторник — рисование мелками, в среду — поделка из природного материала. План утверждается начальством, соблюдается, по нему воспитатель пишет отчет, не осмневайтесь, бумажной работы у педагогов хватает. Спонтанности минимум.

Дома у мам может быть подобный план на творческие занятия детей. Прописанный, зафиксированный. По дням недели или по часам: в понедельник (утром) — рисовать, работать с кисточкой, в среду (после дневного сна) — аппликация, а на выходных (долгими зимними вечерами) — поделка из журнала/книги/альбома.

Планы неплохо работают с малышами. Маму дисциплинируют, а малышам часто все равно чем заниматься, лишь бы вместе. Чем старше ребенок, тем больше собственных интересов. Тогда и все занятия, и творчество в особенности, могут пойти совсем не по расписанию, а по настроению. Когда увлечется чем-то на неделю-другую, потом забросит, через полгода вспомнит — и проснулась старая любовь. Это ни хорошо, ни плохо. Такие веяния можно все равно вписать в какой-нибудь гибкий планировщик  — или оставить творчеству свободу.

У нас так. Я называю этот подход детский к своим проявлениям в созидании — концентрированное творчество. Ранее я писала в таком ключе про лепку, про песочные картины.

Теперь у Ирины новое увлечение — плетение из резиночек. Тех самых, родом из 2015 года. И с того же года у нас лежал базовый наборчик, купленный на волне популярности этого занятия.  Во время отдыха в Сочи какой-то предприимчивый мальчик всем девочкам первый браслет дарил бесплатно, а второй предлагал сплести за деньги. Нашей тоже достался промо-браслет, вместе с желанием научится тоже. пакет с резиночками мы ей по возвращению купили, но тогда дочери было 4, с самостоятельным плетением она не справилась, набор завис.

И вот она его как-то сама добыла из моих рукодельных запасов. С крючком и «рогаткой», застежками и разноцветными резинками. Попросила научить ее. Ютуб нам в помощь, сели вместе за стол смотреть видеоролики с базовыми вариантами плетения. Мы выбирали по превьюшкам, что хотим сплести, запускали ролик. Я изучала схемы и пояснения, потом объясняла Ирине. Какие-то плетения она осваивала с ходу, какие-то забросила, потому что сложные.

Мне эта тема с резиночками понравилась, ради самого процесса, а не результата в виде плетеных изделий. Плетение очень близко по приемам и моторике к вязанию крючком и на спицах. Только вместо спиц — рогатка или карандаши, а крючком вязать практически так же надо, как и нитками. Современный, игровой, интересный ребенку вход в мир вязания.

Базовый набор закончился очень быстро. Я даже запереживала слегка, а где брать еще, пока у ребенка глаза горят. Оказывается, резинки еще не вымерли, продаются в киосках роспечати и на детских развалах всякой всячины в мелких игрушечных магазинах.

Как это бывает с детьми, одну схему освоил — и вперед, отрабатывать. Так у нас появилась целая серия радужных браслетов в одной и той же технике плетения. Дочери понравилось, что она «могет», и быстро, поэтому наплела всем на свете: бабушкам, подружкам, себе, маме, папе. Потом та же участь постигла простые в изготовлении колечки из резинок — их у нас очень много теперь.

Эстетика изделий из резинок явно хромает. Резинки из резины, неоновых оттенков, даже для детских украшений это весьма вульгарно и дешево выглядит. К тому же от носки браслетов у нас чесались руки.

Выход «в полезный продукт» все-таки нашелся — делать аксессуары для кукол. Им -кольца, браслеты, шлепки, купальники. Как выяснилось, для кукол типа Барби все на свете можно сплести из резиночек. Уже сплетенные браслеты оказались в пору мягким игрушкам, в качестве ошейников и ожерелий, местами — поясов.

Увлечения хватило где-то на месяц регулярных упражнений, время от времени коробку берет, но не ходит с ней по дому неотрывно, как это еще недавно было. Еле уговаривала в садик с собой не брать, потому что мальчишки рассыплют все ее резиночки. А у ребенка цель была — научит всех вокруг плести. 

Теперь у Ирины новая фишка — квиллинг. Осваиваем тоже методом погружения: ничего кроме, пока есть увлечение. Еще за год, чую, мы по всем видам рукоделия пройдемся. осталось-то, собственно: повалять, подекупажить, домашний свечный заводик и мыловарню открыть. Шить научить мечтаю, но пока еще боится. Согласно о моей теории личного примера и горения, шитье от нее никуда не денется. А вот вышивание под вопросом. Я в детстве вышивала много, но сейчас мне это занятие кажется жутко медленным, а поэтому — скучным, там до результата ого-го сколько, если медитативную волну вгоняния иголки в ткань не словишь. Это тоже — про процесс, а не про результат. Мы с дочкой на одной пока волне: творить любим, и чтобы что-то получалось довольно быстро, что уже можно другим и себе предьявить.

Да, в таком подходе не пахнет планом и комплексным развитием моторных навыков. Нам зачем? Это в школах и садах есть программа, а мне важнее привить интерес и любовь к творчеству и процессу созидания и придумывания, ну и базовые навыки по ходу давать и помогать освоить. И вот так, с погружением, навыки закрепляются лучше. Или раз в неделю кисть держать, или не выпускать ее все ту же неделю, с перерывом на сон и погулять. Даже если потом рисование забросить, навык останется и легко вернется.