Правдивая история о том, как я из девушки, которая боится детей  превратилась в автора интернет-проекта  о том, как заниматься с ребенком.IMG_12171

Всегда восхищалась моей мамой. Вспоминала с теплотой, как она со мной мастерила в детстве, учила рукодельничать. Помню, как мы делали поделки для садика, украшали дом флажками к новому году и как я в весьма юном возрасте увлеклась вышивкой, и вязать училась, и шить. С машинкой я так, видимо, навсегда и останусь на Вы, а мелкое шитье ручное очень любила, так и укрепилась в жанре «мелкие штучки для интерьера, подарочки и игрушки».

Еще одним поводом восхищения было то, как моя мама находит общий язык с детьми, как разговаривает с ними и из ничего придумывает игры и развлечения. Мне казалось, я так никогда не смогу, нет во мне этого, и все тут. И педагогический вуз на отлично тут ни при чем. Не учат же там общаться с детьми, разве что на практиках в школе и лагере. Но это несколько недель за пять лет. И это такие дети, с которыми вполне договориться можно, они уже «соображают». Моей старшей дочери через  несколько месяцев исполнится 6, и это отличный возраст и полноценный собеседник.

А с маленькими что делать, с крошечными? Первую беременность я жила в легком страхе и надежде на материнские инстинкты. При выходе в декретный отпуск инстинкты действительно обострились, но другие, познавательные. В вузе нас научили думать и добывать информацию. Вот и я как по жизни отличница отправилась в интернет за пониманием, что делать с малышами, как играть и как ухаживать. Про уход я прочитала книгу Комаровского и успокоилась. Читалось позже что-то еще, но не перебило некоторых идей, которые  я до сих пор  яростно отстаиваю, когда встает вопрос о режимах, воздухе, мытье, купании и болезнях.

С темой развития все получилось интереснее. Я не знала вообще ничего о том, как заниматься с маленькими детьми. Кроме имени Марии Монтессори, потому что это было в вузовской программе. Как и Ушинский с Макаренко. Начала серфить по интернету, быстро напала на несколько мам-блоггеров, которые, к сожалению, уже не ведут сейчас проекты. Они описывали свои игры с детьми, это все было просто и мило. Но мой методически заточенный мозг требовал научного подхода. Так я докопалась до методики Домана, прочитала его книгу «Гармоничное развитие ребенка» — и там было все, чтобы отныне потерять покой. И мотивация, и научное объяснение, и пошаговая программа занятий. С ребенком надо заниматься с рождения, и над интеллектом, и над телом работать.  Я была настроена весьма по-боевому.

А еще муж где-то откопал и со словами: «Смотри, однофамилец» файлы, посвященные кубикам Зайцева и его методике чтения. Меня и это вдохновило крайне. Я вообще увлекающийся человек, что и плюс, и минус сразу. Поэтому кубики, предназначенные для обучения чтению в группе детей 2,5-3-4-летнего возраста, я склеила сама, когда дочери было 3 недели. И первое время мы играли ими как погремушками.

По вечерам рисовала карточки со словами и красными кружочками, печатала – с изображениями. И некоторое время показывала, как положено по методике, карточки в несколько подходов и с повторами (чего тут сложного?). Быстро система приняла более вольный вид. Я путалась с заменами, ребенку частенько хотелось смотреть больше, чем я показывала «по норме», поэтому скоро «как надо» превратилось в «как получилось», «как интересно» и «как удобно». И я до сих пор очень хорошо отношусь к карточкам, а также к неканоническом у их использованию.

Кстати, чтения одновременно по-Зайцеву и по-Доману не сочетаются.

И так повелось практически со всеми другими пробуемыми методиками: что-то читала, вдохновлялась, пробовала сначала с рвением, потом со скидкой на действительность, себя и детей. Что-то оседало и оставалось с нами, что-то заносилось в графу «был опыт».

Помимо всяких там методик я читала несколько авторов-мам и их сайтов, в основном тех, у кого был живой опыт, который просто описывался. Так как это было обычно 1)просто, 2)легко перенять, 3)легко понять, подходит это нам с ребенком или нет. Поэтому свой сайт, когда он появился, я вела и продолжаю пока вести по такому же принципу. Личный опыт, собственные придумки или демонстрация чужих идей в своем переложении.

Чужой опыт я, безусловно, тоже копила. Как положено, запасалась впрок вплоть до поступления в школу: записями вебинаров, сканами книг и рабочих тетрадей, подборками заданий и тестов. Теперь этот архив в 30 гигабайт лежит в порядке и практически не используется. Все полезные вебинары я тут же прослушиваю и оставляю себе только фото экранов с ценными мыслями или инсайтами, а также короткий конспект или интеллект-карту. Заданий давно не качала, в пабликах для мам не появляюсь без специального приглашения.

Потому что у каждой матери свой путь, в том числе и в развитии детей. Кому-то вполне комфортно взять методику и применить ее от и до. Кто-то на их базе создает нечто свое, выуживая идеи, которые откликаются и которые понятно как применить к собственному ребенку. Мне из всех популярных больше всего улыбаются идеи Монтессори и система Никитиных.

Есть мамы-сказочницы и мамы, которые просто живут и видят повод развивать своих детей в любом занятии, даже без специальных заданий. Они передают житейскую мудрость и понемногу научают.

И я тоже какая-то своя собственная:

  •  с хорошим теоретическим методическим багажом в голове,
  • с любовью к чтению и к познанию,
  •  с большим архивом дидактики,
  • с развитой фантазией (я с детства пишу статьи и всегда отвечала за креативные поздравления),
  • с доверием к детям и чуйкой исследователя,
  • с легкостью перехода в состояние дурачества и детскости, на которое необходимо опуститься (или подняться?!), чтобы игра получилась по-настоящему.
  • а еще с любовью к самодельным «быстрым» игрушкам.

Все это привело к тому, что играю я со своими детьми как-то по-своему. Мы можем взять готовый сценарий, но у нас он продолжится, обрастет незапланированными подробностями и витками сюжета или вообще будет отложен в сторону, ради другой только что придуманной игры. Нам не нужно очень много игрушек (хотя их много, чего скрывать), чтобы придумать каждой множество применений, превратить ее в часть игрового мира, в котором она и не предполагала оказаться.  Все это совершенно не отменяет просто-занятий. Таких, где «прочитай», «покажи», «обведи» и «нарисуй».

Последний крупный всплеск «нерва» по поводу занятий пришелся на дочкины 2-2,5 года, когда я готовилась стать мамой во 2й раз и переживала, что не будет времени с ней что-то придумывать и мастерить самой. Тогда и случилось «накопление капитала», который до сих пор тянет карман диск на компьютере: множество шикарных материалов: презентаций, видео, книг, сценариев занятий, методичек, по которым мы просто не успеваем заниматься. Потому что дети весьма самостоятельны  в играх. Они, конечно же, всегда зовут маму, но мама им надолго в игре не требуется, они в состоянии ее придумать и развить сами.

Оказалось, ничего с двумя детьми и несложно. Во всяком случае, не так сложно, как я это рисовала себе. И где-то на первом году жизни сына Паши открылся «мамский дзен» в отношении занятий (термин я прочитала у кого-то из мамоблоггеров). То есть полное спокойствие. Тому способствовало вот  что:

  • Я стала мудрее на целого младенца.
  • Я воочию убедилась, как могут отличаться дети, и дело вообще не в воспитании.
  • Дочери стукнуло 3 года… и я не ощутила, что что-то там поздно. Ничего не поздно. Ни в 3, ни в 6.
  • Я увидела в действии силу примера на младшего ребенка. До сих пор, а скоро младшему уже 3, его дочь гораздо лучше понимает, чем я. Она переводит его желания и высказывания на общепонятный русский. Она его учит и своим примером (а он за ней гораздо охотнее повторяет, подражает, чем за взрослыми),и натурально учит, преподает, передает свои знания. А он внимает.
  • Я оставила дочь в покое, у нее появилось время поскучать, и она научилась занимать его сама. Интересными играми, часто полезными и продуктивными. Или хотя бы выпускающими буйную энергию наружу. Раньше это тоже было, но не в таких масштабах, раньше я чувствовала свою обязанность и долг ее занимать и развлекать.
  • Я перепробовала разные способы организации пространства детской и расположения игрушек и в итоге научилась быстро ее приспосабливать под сезоны и изменяющиеся потребности и интересы детей. Все это происходит настолько на автомате, что я не успеваю и забываю фиксировать изменения, хотя это был бы повод для новой статьи здесь.

Но я бы точно не смогла успокоиться, если бы не пробовала разное, «заболевала» очередным сайтом или группой-находкой, не спала по ночам, составляя наилучший план занятий. Этот опыт надо было обрести обязательно. И я старюсь другим мамам помочь пройти его быстрее и без лишних потерь нервов и времени в своих программах – тренингах и флешмобах.

Сижу и размышляю, а как же парой слов обозначить себя, свой подход к развитию детей – то, что получилось в итоге и на настоящий момент, когда перед старшей уже маячить школа начинает.

Драйв-мама , которая  не торопится.