Пишу 1 ноября. Начинается самый депрессивный, по статистике, месяц в году. Под удар могут попасть любые дела и занятия с ребенком — тоже. Вот я прекрасная мама, столько полезных игр знаю и имею. И — бац — накрыло. Всем этим «ничего не хочуууу». Ребенок стоит и ждет. План занятий простаивает. Что делать?

Мы сейчас не будем про «у мамы мало энергии, надо поспать и напитаться». Любая «лень» и «нет сил» имеют причины, с которыми можно работать. Мы сейчас про стоящего рядом и воспросительно глядящего ребенка. Можно послать поиграть одного, тоже вариант. Предположим, вы так не хотите, «надо» перевешивает, а желание действовать по плану, начертанному в период обострения оптимизма, отсутствует.

На план мы забиваем точно. Достаточно что-то делать с ребенком. Чтобы и он был при деле, и вас отпустил комплекс плохой матери. Чем же заняться? Поищем в двух местах.

Первое. Если ничего не охота, всегда среди вариантов есть «совсем неохота», «чуть менее неохота», «ну это еще куда ни шло». Выбирайте меньшее из зол. Не хочется двигаться — читайте книги или рисуйте вместе. Не хочется напрягать голову — достаньте рабочую тетрадь, книгу с заданиями или конспект готового занятия, коих у каждой мамы припасено обычно на жизнь вперед. Настало их время! Берете абсолютно любой и делаете то, что по возрасту или наиболее интересно. Так и запасы материалов поредеют, глядишь.

У нас есть стопка разных надаренных тетрадок с заданиями, а с 19.30 до 20.30 у меня час полного упадка сил, как правило. Чтобы не смотреть в одну точку, берем, что попадется там, прочитываем, задания делаем. Очень радуюсь, когда очередная тетрадьт изучена, и можно выкидывать. Мне только дай что-то выкинуть! Бесспорно, бодрит. А еще галочка, что позанимались. И может даже по разным направлениям: и посчитали, и логику с вниманием потренировали. Смотря какая тетрадка подвернулась.

Второе. Заниматься не хочется… а чего хочется? Что бы сейчас было приятным занятием? Накидываем варианты и думаем, как это можно сочетать с детьми. Мое любимое, при усталости — петь и танцевать. Петь во все горло и танцевать тоже со страстью, как в юности, с размахом. И это отлично сочетается с детьми. Потому что у нас семейные дискотеки регулярны. А петь приличные песни при детях не возбраняется. Не обязательно детские распевать. Есть много приятных: народные, роковые (выборочно), из советской эстрады. Мы с дочерью разучиваем и недетские песни, потом поем вместе.

Хочется в ванну — можно с ребенком. Да, одной поваляться в такие моменты, вероятно, полезнее, но мы же договорились, что непременно почему-то нам все надо делать с ребенком.

Раскраски-антистресс тоже годятся для совместных занятий, только придется выделить один-два листа напарникам.

Я люблю смотреть документальные фильмы про животных, и некоторые мультфильмы согласна пересматривать. дети с радостью составят компанию.

Полезные наводящие вопросы: Почему не хочется? и Чего не хочется? Может, у вас стресс от конкретных занятий: письмо, творчество, математика? И если их снять с повестки на сегодня, мысль «не хочу заниматься с ребенком» сменится на «не хочу снова эту математику»? Нет математики — нет проблемы.

У меня такое бывает, когда отторжение вызывают ежедневные занятия с дочерью, которые я сама определила как приоритетные и ежедневные. Делаем пропуски, блоки «не хочу, не буду» снимаются. Или с Пашей рисовать красками  — это надо решиться. Потому что надо зорко наблюдать, и все равно что-то не разрешенное под покраску окажется окрашенным. Рисование заменяю лепкой или аппликацией, это более безопасные для маминой психики виды творчества сына.

И все же. Что страшного случится, если сегодня вообще ничего не делать? Не заниматься, не творить, не причинять ребенку пользу? Ответ напишите в комментариях.