Ну и осознанности, если хотите. Большая часть – ситуационные – те, что не будешь себе вписывать в распорядок дня или практиковать ежедневно. Однако и ежедневные практики тоже есть. Начнем как раз с таких:

1. Благодарности: ежедневная практика (утром/вечером), дневник благодарности.

2. Ставить цели на короткие сроки и достигать их. Выполнять задачи по плану и вычеркивать их.

3. Составление плана на день (утром/вечером)

4. Следование плану в течение дня, привычка заглядывать в планы после каждого следующего выполненного дела.

5. Заполнение трекеров, чек-листов, фиксация действий по внедрению привычек, отслеживание важных показателей.

6. Ведение дневника.

7. Утренние страницы. Сброс переживаний, страхов, сомнений с самого утра после пробуждения.

8. Дневник достижений (минимум 3 штуки в день).

9. Практика «Я сегодня молодец, потому что …» — 10 шт. в день.

10. Медитация и ей подобные тренировки фокуса.

11. Дыхательные практики.

12. Привычка давать себе перерывы в течение дня до того, как устанешь.

13. Однозадачность – привычка в один момент времени заниматься только одним делом.

14. Обращать внимание на то, что уже сделано (а не на то, сколько еще осталось).

15. Сеансы тишины, отключения от источников информации, от других людей, их мнений.

16. Высыпаться.

17. Каждый день учиться / узнавать новое.

18. Искать информацию в надежных источниках, первоисточниках вместо домыслов и выслушивания пересказов пересказа.

19. Читать книги.

20. Тренировать мозг: мышление, внимание, память, креативность.

21. Завести свой предмет, напоминающий об осознанности: браслет, кулон, что-то положить в карман, повесить на стену постер с подходящей цитатой.

Ситуационные привычки:

22. По таймеру/при взгляде на часы фиксировать, чем занята.

23. По таймеру/при взгляде на часы фиксировать, какие мысли крутятся в голове / какие чувства испытываю.

24. Тренировка проактивности: я выбираю, как реагировать.

25. При возникновении конфликта и угрозе эмоционального взрыва – брать паузу в 10 секунд, а только затем отвечать или давать реакцию. По возможности физически отстраняться (отойти, уйти в другую комнату).

26. Привычка собирать информацию до того, как выносить суждение. «Выслушивать» все стороны, даже если это споры в интернете. Относиться ко всему критично, специально искать другие мнения.

27. По поводу любой переживательной ситуации спрашивать себя: она в круге забот или в круге влияния? Влияние – когда я могу повлиять на ситуацию, заботы – когда беспокоюсь о том, что изменить не смогу.

28. Извлекать опыт и урок из всех ситуаций, проговаривать или записывать их.

29. Триггеры, запускающие неадекват. Знать и отлавливать, отмечать, что это он.

30. Останавливать мыслемешалку: через договор с собой, через перенос ее на бумагу.

31. Применять методики снятия стресса.

32. Объяснять другим, учить – это развивает критическое мышление и кристаллизует собственную систему взглядов.

33. Тренировать навык активного слушания.

34. Тренировать практики управления эмоциями.

35. Развивать эмоциональный интеллект.

36. Проживать эмоции сразу, не копить до взрыва. Учиться проговаривать свои чувства для себя и тем, кто рядом, кто их вызывает или вынужден наблюдать.

37. Делать выводы о своих действиях и результатах своих трудов из необвинительной позиции – фиксировать только факты, не давать оценок, делать выводы.

38. Приучать себя задавать вопрос «Что?» вместо «Почему?» Не «ну почему все так», «Почему я так себя веду», а «Что происходит сейчас», «Что я с этим могу сделать?»

39. Регулярный хронометраж, чтобы вычислить воров времени и понимать объективно, как и на что расходуется время.

Отвычки (прекратить делать):

40. Новости и соцсети с утра и перед сном.

41. Жаловаться.

42. Оправдываться.

43. Заниматься самокритикой, ругать, обзывать себя.