Детей очень сильно интересуют предметы, которыми пользуются взрослые. Это знают все родители, чьи дети уже в состоянии дотянуться до чего-либо самостоятельно. Обычно это происходит, когда ребенок начинает ползать и садится (5-7 месяцев).

Зачем давать ребенку «взрослые» предметы

  • Это интересно малышу – новый предмет займет его на какое-то время и подарит это время родителям.
  • Это обогащает его сенсорный опыт: новые материалы, формы, новые способы манипуляции с предметом (нажимать кнопки, стучать, трясти, крутить).
  • Это способствует его речевому развитию. Естественно, с помощью родителей, если они объяснят, зачем все эти предметы нужны, покажут, что с ними можно делать, назовут их, придумают лепетные слова к ним.
  • В общем – это еще один способ познания мира!

Стоит ли готовить предметы специально?

Все, что я даю своим детям – новое или отмыто, но только один раз: использованную для мытья посуды губку я, конечно, ребенку не дам, но и ополаскивать ложку после каждого падения на пол е буду: они регулярно моются. Вещи, которые являются общеизвестными сборщиками бактерий – свои телефоны, портмоне, да и вообще любые, часто используемые взрослыми предметы – лучше не давать.

Заменить игрушками? Не «прокатит»!

По личному опыту, сколько ни давай ребенку похожих на взрослые вещи, только игрушечные, интерес к настоящим не исчезнет. И специально отмытый пульт будет интересовать не больше, чем любая погремушка в коллекции, а вот тот, что каждый день держит в руках папа – это да, это цель! Ради нее не жалко и ползать научиться.

У нас есть коробка с неработающей, отданной на игрушки детям техникой. Там компьютерная мышь, пара сотовых телефонов, офисный аппарат, клавиатура, фотоаппарат и даже электронная книга, но проблему отъема пультов и телефонов это никак не решает. Лучше убирать повыше и подальше, дабы не было соблазна.

Еще одно наблюдение из практики: если вещь дается малышу в руки с полки или из шкафа на кухне, интереса больше и играть интереснее, чем если подобная штука достается из коробки с игрушками. Тут можно хитрить, как будто бы доставая что-то из ящика, либо хранить эту коробку в ящике, чтобы все, что там лежит, автоматически повышало заманчивость обладания.

Далее расскажу, что нашлось у меня в квартире, что можно дать ребенку подержать, поперебирать, погрызть и при этом безопасно (по моим представлениям). Ну и перебор идей, что еще может оказаться в детских руках.

Предметы быта – кухня:

SONY DSC

Ниже – все, что я сочла возможным дать ребенку во временное пользование, что обычно хранится на кухне.Часть предметов лежит в специальной коробке (отдельно от сенсорной и коробки с игрушками –именно бытовые предметы), часть мне нужна при выполнении работы по дому, поэтому дается время от времени, когда я вспоминаю про эти вещи.

 

  • Посуда – все небьющееся, средних и мелких размеров, из разных материалов, что удобно брать и не страшно уронить с высокого стульчика, стукнуть об пол. Это могут быть:
  • Тарелки – пластмассовые, специальные детские с резиновым дном, железные и пластиковые миски.
  • Ложки – маленькие и большие, из металла, дерева, пластмассы (детские, мерные)
  • Кружки, стаканы, рюмки – пластмассовые, металлические, одноразовые.
  • Специальные кухонные принадлежности: венчики для взбивания, половники (небольшие), толкушки (металлические и деревянные), лопатки – пластиковые и деревянные, Пластиковые наборы для мультиварки отлично подходят.
  • Силиконовые формы для выпечки.
  • Стаканчики из-под йогуртов, сметан и прочего.
  • Крышки на банки – капроновые, пластмассовые, металлические. Разноцветные и прозрачные.
  • Контейнеры и крышки к ним. Мы по ним стучим теми же ложками-поварешками, разные размеры – разный звук получается. А крышки удобно грызть.
  • Большие миски из пластика и металла. Достаются время от времени тоже ради шумового оркестра.
  • Прочие крупные пластиковые вещи на кухне: кувшины, пульверизаторы, подставки для салфеток, что-то еще: можно давать время от времени повертеть. Из пульверизатора я устраиваю дождик.
  • Салфетки, полотенца кухонные – махровые, из микрофибры, полотняные, «вафельные», нетканые, вспененные – все это, естественно, новое или выстиранное, очень интересно перебирать, как и любые другие лоскуты.
  • Губки для мытья посуды – только новые! Из поролона, жесткие волокнистые, металлические (даю на короткое время только потрогать) – куплены специально для разнообразия тактильных ощущений ребенку, в дело не пускаются.
  • Прихватки и варежки – играют ту же роль, что и специально сшитые сенсорные подушечки.
  • Салфетки и подставки под горячее – из дерева, пробки, бамбука, силикона.
  • Бутылки и баночки из пластика (из-под воды, йогуртов, витаминок) – можно заполнить чем-нибудь гремящим или налить цветную воду – будет интереснее.
  • Пробки от бутылок – момент спорный, потому что при большом желании можно засунуть в рот целиком. Даю под присмотром, очень уж удобно и приятно перебирать.
  • Трубочки для соков – еще один спорный предмет. Если далеко толкнуть в рот, будет неприятно. Мой малыш грызет с удовольствием, поглядываю на него при этом.

Предметы быта – ванная плюс предметы ухода за собой

Здесь перечень поскромнее.SONY DSC

  • Салфетки, губки – были перечислены среди кухонных предметов.
  • В ванной их аналог – мочалки. Поролоновые, сетчатые, связанные косичками, из натурального волокна (люфа, сизаль) – море новых тактильных ощущений!
  • Баночки и бутылочки из-под косметики (тщательно прополосканные): тренируемся отвинчивать крышки, бутылками можно кидаться или в кегли играть.
  • Мыльницы – тоже отмытые. Или новые.
  • Щетки (для одежды, зубные) – только новые: одну маленькую щеточку купила для смеха, новую щетку для одежды пока отдала ребенку, наиграется – буду употреблять по назначению.
  • Прищепки. Универсальная игрушка. С ними столько игр придумано!
  • Кольца для шторки в ванной. Тот же грызунок, а если собрать в цепочку, совсем интересно становится.
  • Бигуди: пластмассовые, поролоновые, термобигуди, в виде полосок – ребенку все будет интересно. Особенно мои дети оценили те, которые в колечки собираются, в виде трубочек. Я бигуди не пользуюсь, поэтому отдать откуда-то попавшие в обиход в игрушки не жалко.
  • Расчески. Особенно хороши деревянные из популярных некогда банных наборов: безопасные, по назначению используются мало кем, но всем дарились, отличная игрушка.
  • Мамины широкие резинки, заколки, браслеты. Все то, что крупное, не порвется и не жалко!

Прочие хозтовары, неоднозначные:

  • Резиновые перчатки. Даю ребенку иногда потрогать, потому что ничего другого резинового в доме не оказалось, а это интересная фактура. Но от резины все-таки пахнет резиной, поэтому слежу, чтобы в рот не попадала.
  • Фонарики. Ребенку очень интересно играть с фонариками, но один на один тоже не оставишь.
  • Губки для мытья машин. Имеют очень интересную фактуру, но могут использоваться, конечно, только новыми.
  • Футляр для очков. Неоднозначный, потому что если открыть и закрыть, то можно прищемить палец. Но пока ребенку далеко до умения открывать футляр.