Сидишь такая (лежишь, стоишь),  и наблюдаешь, как два твоих ребенка играют, гуляют, занимаются, да много чего делают, —  без тебя! И ловишь себя на мурчании «как же здорово иметь самостоятельных детей!»

Да, не во всех ситуациях, да, у каждого есть свои загоны. Все же типичная картина дня — это когда мне нельзя оправдаться тем, что мне дети не дают что-либо делать. Все они дают. Тут уже вопрос, как я этим временем и этими возможностями распоряжаюсь. Я мама, у которой до фига времени, свободного от детей. Даже когда они не в школе и не в садике.

Как бы передать этот позитивный (а мне он  видится таким) опыт? Свои изыскания о причинах, как мы докатились до жизни такой, начала здесь. Ключевая идея там — начать с себя.

Только все ли зависит от матери и ее настроя? Конечно, нет.

Пятерка «случайных» факторов, про которые можно сказать: «просто повезло».

  1. Детей двое. Не у всех случаются и получаются двое. Я с одним ребенком жила только до его трех лет. Думаю, Ирина и одна была бы до жути самостоятельной… а может быть, и нет. Может быть, скучала бы и возвела меня в ранг единственного друга. Мне пришлось бы ее все время занимать и развлекать. Сейчас, когда Паша еще в детском саду, а она уже нет, ей бывает нечем заняться. Спасает творчество, подруги, самостоятельные прогулки и домашние задания. Когда мы с Пашей оказываемся дома вдвоем (Ирина у бабушки, уехала куда-то с классом или в школе), он тоже явно скучает по боевой своей подруге, однако переключается на мультики, игры с конструктором, на прогулках знакомится с детьми. Когда же комплект полный, они часто замыкаются друг на друге: то вместе играют, то один другого учит, то кто-то кому-то помогает или мешает. Да, тот факт, что они друг у друга есть, идет в плюс к общей «детской самостоятельности», они проводят вместе много времени, и им при этом не нужны дополнительные люди.
  2. Старшая — девочка. Мне не раз доводилось слышать, что повезло родить Ирину вперед. Старшие сестры склонны водиться с младшими, а братья — нет. Ирина часто — заводила в их совместных приключениях. Дает Паше роли, инструкции, что делать, задает сюжет, предлагает, чем заняться. Любит учить. Да, вероятно, так и есть. У девочек материнский инстинкт и социальные ожидания. Правда, пару недель назад нам довелось несколько часов наблюдать на детском празднике мальчика, у которого явно талант в обращении с младшими, а также большое желание играть, возиться с ними. Вот чего тут больше — влияния пола, воспитания или характера? Я, девочка, терпеть не могла водиться. Пока свои не появились.
  3. Разница между детьми три года. Это когда один явно старше и может занимать опекающую позицию, обучать чему-то, и при этом дети не так далеко друг от друга ушли, им могут быть интересны одни и те же игры, герои, мероприятия, способы развлекаться на прогулках. Очень удобная и приятная во многих отношениях разница в возрасте.  Я могла бы сказать, что «так получилось» (и даже иногда говорю, за что получаю тапками), но вообще-то нет. С появления первого ребенка мечтала иметь второго именно с такой разницей, потому что и начиталась, и в уме прикинула, сколько плюсов и возможностей это дает. Минусы, и очевидные и «вот-это-поворот», конечно, тоже присутствуют. Из свежих удивлений: одна — школьница 8 лет, второй — дошкольник-детсадовец пятилетка. При этом ведут себя порой как близнецы и требуют, чтобы им покупали одинаковые игрушки. Ирина в обиде, что у нее нет меча, Паша затребовал себе гигиеническую помаду. Возмущаются против очевидно разных условий: Ирина — что ей надо делать уроки, а Паше — нет. Он, в свою очередь, недоволен, что сестра все лето на каникулах, а ему в садик ходить.
  4. Такой уж у детей характер: могут находиться одни, могут придумывать себе занятия, хорошо им без взрослых, без мамы. Не все такие. Точно-точно, не все. И не проверишь никак: ребенок играющий сам по себе — он таким родился или его так воспитали, так научили? Я тоже слышу «мама, поиграй со мной!», «мама, мне нечем заняться!», «а куда мы сегодня пойдем?» И протесты были, и рев, и обещания вести себя тихо, пока мама работает, а потом тотальный срыв рабочего процесса, с ежеминутными забегами «только спросить». А уж когда появляются на горизонте другие взрослые: папа, бабушки, дяди-тети, кто угодно, перед кем можно устроить концерт,  — мы бедные маленькие котятки, мы ходить не можем, раздеться сами — тоже, и вообще нам скуууучно!!! Когда я «вдруг» начала ходить регулярно в кино, на концерты, погулять без детей, сначала были рев и хватание за юбку, заламывание рук и перекрывание дверей. Довольно быстро мы пришли к ситуациям: «Ребята, ну пока-пока, я в кино!» — (голову подняли от игр своих) «Ага, мам, пока!» (дальше играют). Поэтому, наверное, все-таки во многом решают настрой, что мама имеет право, подкачанные заранее игровые навыки и создание ситуаций, в которых дети вынуждены и научаются развлекать себя самостоятельно.
  5. У детей есть долгоиграющие увлечения, способные их занимать от раза к разу без участия взрослых. Ирина вся в творчестве. Любит рисовать, лепить, мастерить. У нее целые полки материалов, поэтому надутые губки «нечем заняться» не принимаются, а вздохи «я даже не успела позаниматься творчеством» — припоминаются. Тогда не успела — сейчас время есть, давай, успевай! Можно списать на пункт выше «такой уродилась». Может быть. Однако я много билась над присутствием творчества на постоянной основе в нашей жизни в первые годы, без особого эффекта. А потом прорвало творца! Паша любит конструкторы. Сначала был деревянный, потом лего дупло, сейчас его занимают магнитный и лего стандартного размера. Креативное строительство, истории под эти постройки и изобретения, со звуком и движением, дыщ-бдыдыщ! Он кинестетик, можно было предполагать, что так будет. Да и кто не любит лего?! С другой стороны, у ребенка с младенчества были все какие надо штуки, десятки конструкторов разного вида, потому что мама посчитала, что это жуть какие полезные игры. Учила в них играть, и сестру подключила. Она тоже лего-фан, и стала таковой благодаря брату. До его появления относилась к этим брусочкам нейтральненько. У каждого всегда были свои игровые уголки, а сейчас по отдельной комнате с игровыми зонами и игрушками в свободном доступе. Когда начинается нытье про скучно, мы идем на экскурсию и вспоминаем, что же у нас тут есть такого занимательного. Также временами достаю давно забытое старое с верхних полок и откуда-нибудь из кладовки — свободный вечер гарантирован. На прогулке традиционно обоих увлекает собирательство листьев и разных природных материалов (они так это и называют), из чего потом создают шалаши, мини-миры игровые, от которых оторвать бывает сложно, потому что недоиграли и сейчас придут и все разрушат другие ребята, останемся сторожить. Ммм, так это ведь я их этому научила. Что можно собрать и что соорудить.

Вот все, что вспомнила из своих «повезло». Пусть будет повезло, меня устраивает. Как и возможность читать на лавочке во время прогулок, заниматься уборкой, когда хочется, а не когда дети позволяют, работать из дома и иметь свое собственное время, на внематеринские дела и интересы.