[Статья написана для журнала «Речь ребенка», вып.4, смотреть в журнальной верстке>>]

Предлагаю смастерить легкую в исполнении и многофункциональную тактильную игрушку, которая понравится пальчикам ваших детей – «Сенсорное домино».

SONY DSC

Вам понадобятся:

  • Ножницы.
  • Линейка, карандаш или ручка.
  • Цветной картон, лучше всего двусторонний.
  • Клеевой пистолет или другой моментально крепящий клей.
  • Двойной скотч.
  • Сенсорные материалы: разноцветные лоскутки, шнурки, пуговицы, бусины, крупы, песок – все, что попадется на глаза. Ниже будет расширенный список.
  • Пара часов свободного времени. Игрушку можно будет мастерить и вместе с детьми.SONY DSC

Делать мы будем двусторонние карточки из картона. На одной стороне будут размещаться лоскутки ткани, а на другой – приклеиваться разные штучки для ощупывания. Карточки будут различаться по цвету фона, лоскутков на нем, количеству и характеру сенсорного материала. Все это позволит придумывать множество игр на сортировку, выкладывание рядов и несколько вариантов домино с разными условиями.

Из картона нарезаем квадратные карточки, размером 7х7 или  6х6 см. Если нет двустороннего картона, склеиваем разноцветные квадраты друг с другом. Так карточки будут плотнее. Количество карточек зависит от ваших планов на эту игру и усердия. Необходимо, чтобы было хотя бы по 3 карточки каждого из задействованных цветов картона, а также 2-3 карточки с другими схожими признаками: прикрепленный сенсорный материал, количество единиц материала на карточку. К примеру, хоти мы отработать счет от 0 до 5, у нас есть картон 4 цветов. Можно сделать 4 ряда от 0 до 5 для каждого цвета (6 карточек), и это будет 6х4 =24 шт.

Я создавала свои карточки без предварительного расчета, поэтому у меня получилось 30 карточек, использовано 9 цветов, по 3-4 карточки каждого цвета. Так как картон двусторонний, из одного листа вырезалось по 6-8 штук.

SONY DSC

Далее переворачиваем карточки так, чтобы на каждый цвет приходилось по 3-4 штуки, и готовим их «плоскую сторону», с лоскутками. Для этого вырезаем  из заготовленных лоскутов квадраты размером 4х4 см, по 2-3 шт. из каждого образца. Изначально была идея сделать так, чтобы и лоскуты можно было сортировать по разным признакам: не только по цвету, но и по ворсистости, пушистости, гладкости или шершавости,. Например, чтобы пару могли составлять и 2 кусочка меха (голубой и желтый), и 2 желтых лоскута (из меха и из фетра). Это позволит усложнять игры с домино и придумывать новые. Я для простоты исполнения все лоскуты вырезала из самых беспроблемных материалов – из фетра и флиса.

SONY DSC

Квадраты ткани крепились на картонные квадраты двойным скотчем. Я следила, чтобы не получались абсолютно одинаковые пары. Например, один красный квадрат приклеивался на синюю карточку, а второй – на зеленую. Это нужно, чтобы лото «заиграло».

Настал черед крепить «сенсорику». Пройдитесь по квартире и соберите в лоток все, что покажется подходящим для размещения на карточках. Пусть пригодится не все, а что-то вспомнится в процессе, но это проще, чем много раз отрываться от работы, разыскивая очередную «финтифлюшку». Нам понадобится не более 10 видов предметов, по 10-15 единиц каждого.

SONY DSC

Разные сенсорные штучки можно раздобыть на кухне:

  • Крупы: мелкие — для насыпания, крупные — для приклеивания поштучно (рис, пшеница для проращивания)
  • Бобовые: горох, фасоль
  • Макароны разного вида
  • Немолотые специи (гвоздика, мускатный орех)
  • Трубочки коктейльные
  • Спички
  • Кусочки бутылочной пробки
  • Кусочки губок и салфеток для уборки

В своем рукодельном ящичке:

  • Пуговицы и бусины
  • Стразы
  • Кусочки ленты, резинки
  • Застежки, заклепки, кнопки
  • Пайетки, помпоны

В детском уголке и на полке с канцтоварами:

  • Природные материалы: желуди, ольховые шишки, каштаны, крупные семена.
  • Цветной песок, крашеные рис, макароны и т.п.
  • Камешки
  • Ракушки
  • Счетные палочки
  • Кусочки ластика
  • Скрепки.

Включаем клеевой пистолет на разогрев и переворачиваем все карточки пустой стороной вверх. Далее – либо строгий расчет, либо спонтанное творчество. Я за импровизацию! Поэтому не рассчитывала заранее, что, в каком количестве, и на карточки какого цвета крепить. Желательно, чтобы карточки с одним значением (к примеру, 3) все были разного цвета, так будет интереснее играть. Если удастся уследить за тем, чтобы и карточки с материалами одного вида (например, с ракушками) отличались по цвету, то замечательно. Если начинает пухнуть голова, клеим, как придется.

Начинаем с единицы. Нам нужно 3-4 карточки, где будет по одному предмету. Выбираем карточки разных цветов и выискиваем в сокровищнице самые крупные детали, крепим на карточки. У меня это была ракушка, большая пуговица, крупная страза и деревянный цветок.

Приступаем к «двойкам». Не обязательно, чтобы материалы в карточках каждого вида повторялись. Например, если у нас есть единица – ракушка, карточки с двумя ракушками может и не быть, зато будет с тремя или пятью.

Таким образом, подбирая подходящие по размеру разные материалы на 3,4,5 и далее, насколько терпения хватит, у нас получатся и все остальные карточки.

Большинство природных материалов – неяркие, их можно покрасить. Если только у вас нет уже заранее покрашенного риса, макарон и т.п. Тогда карточки можно будет сортировать не только по цвету фона, но и по цвету «сенсорного материала» на них.

Я делала также карточки со значением «много», насыпая материал ровным слоем. У меня был цветной песок и  пенопластовые шарики. Приклеила кусок двустороннего скотча к карточке и насыпала песок на него, прижимая пальцами, излишки стряхивала.

Дольше этот процесс описывать, чем делать! За пару часов у вас соберется целая колода двусторонних карточек.

SONY DSC

Дело сделано, давайте играть!

  1. Малышам такие карточки даются просто в ручки, пощупать. Либо мы сами водим карточкой по ладошкам ребенка. Ощущения называем: это мягкая ткань, это твердый камешек, это ракушка, она волнистая.
  2. Составляем пары из карточек с лоскутками: по цвету фона карточки, по цвету лоскутка. Если фактуры у тканей разные, то и по фактуре: гладкие, жесткие, пушистые, блестящие. Обязательно поводить пальчиками по ткани.
  3. Составляем пары или кучки карточек по второй, объемной стороне: либо по цвету основы (все желтые карточки), либо по прикрепленному материалу (все карточки с пуговицами, с макаронами), либо по количеству (все карточки с 2,3,4 предметами). Каждый раз при этом карточки ощупываются.
  4. Усложненный вариант этой игры – раскладывание карточек по кучкам наощупь, с закрытыми глазами. Пальчики должны определить все ракушки или отсчитать все карточки с «двойками».
  5. Еще одно усложнение – разделение карточек по форме, когда в одну кучку попадают карточки и с круглыми пуговицами, и с круглыми камушками – галькой, и с круглыми бусинами или пайетками.
  6. Самая интересная игра с карточками – это домино, причем задействовать можно сразу обе стороны. Каждый игрок берет любое удобное количество карточек. Можно разделить сразу все карточки между играющими или оставить часть в «общем банке». Первый игрок выкладывает любую карточку, какая понравится. Далее, как в домино. С двух сторон (или даже с 4-х, еще и сверху и снизу!) можно прикладывать карточки, у которых один из признаков совпадает с выложенной ранее: или цвет фона такой же, или предметы, или их число на карточках одинаковое. Количество признаков можно ограничить до 1-2, если ребенку еще сложно учитывать их все. Если нет карточки для следующего хода, ее можно взять из «общего банка», не глядя! Побеждает тот, кто выложит все свои карточки первым.
  7. Усложненный вариант – в игре участвуют обе стороны. Тогда свои карточки надо будет постоянно переворачивать или запоминать, какого цвета фон на обороте и какие лоскутки имеются в активе, чтобы сделать ход. Тренируем память!
  8. Самый интригующий вариант – игра в домино наощупь, когда у всех игроков завязаны глаза, либо они выбирают карточки для хода, накрытые платком.
  9. Еще вариант – каждый игрок выбирает 5-6 карточек и выстраивает свой ряд так, чтобы у соседних один признак был схожим, у кого длиннее ряд получится.

Таким образом, подобными карточками можно играть с детьми практически от рождения и до школы.