Тематическое занятие Транспорт на 1,5-2 года
Тематические недельки для малышей, считаю, можно проводить где-то с 1,5 лет. Дозрела до какого-то подобия тематических занятий для младшего сына, когда ему было 1,7 лет. Про первые недельки писала здесь: животные>>, птицы>>. Занятия я провожу главным образом на имеющихся игрушках, никаких распечаток и заданий на листах, по минимуму привлекаю компьютер. И этого обычно бывает достаточно. Для такого возраста.
Тема сегодня — транспорт
Честно признаюсь, если я задумала с утра или даже накануне тематическое занятие, я вообще не готовлюсь. Поэтому половина игр и заданий рождается спонтанно, а по ходу дня я удивляюсь, сколько на самом деле у нас игрушек «в тему дня» обнаруживается.
Так, по транспорту нашлись следующие игрушки:
- Гараж с машинками и прочим игрушечным транспортом.
- Набор лего-дупло с базами для создания машинок и поезда.
- Карточки с изображением транспорта и «сред его обитания».
- 2 книги-энциклопедии с разворотами и транспорте. Одна озвученная книга.
- Игрушечная железная дорога и трек для гоночных машин
- Коврик с дорогами текстильный.
- Имеющийся в доме детский транспорт: беговелы, велосипед, бибикар.
Цель занятия была- обобщить понятие «транспорт», расширить словарный запас, поиграть и развлечься.
Начали мы с гаража. В ребенке уже вполне проснулся гендерный интерес к машинкам и прочим механизмам. Поэтому рассмотрели все этажи, кто у нас где живет, назвала ребенку те виды техники, которые он еще не знает. Затем достали картинки и книги-энциклопедии. Тут тоже уговаривать не пришлось, эти книги у него любимые. Дальше рассмотрели и проговорили (мама, конечно же) все, что там нарисовано, а имеющиеся у нас в виде игрушек виды транспорта соединили с книгой, расставив на иллюстрации.
Затем достали коврик с дорогами. Знаю, у многих в детских есть такие ковры. А у нас рукодельный коврик. Если бы был ребенок постарше, можно правила движения рассказывать. А мы просто машинки катали.
Далее задание похожее на предыдущее. Подарили нам набор карточек крупных, где с одной стороны — какой-то вид транспорта, с другой — дорога, море, небо — среда, где он перемещается. Снова занялись расстановкой игрушек. Что летает в небе? Что едет по железной дороге?
Еще один коврик достали, с морем. Туда запустили пару лодочек, с динозаврами, потому что это тема любимая со времен посещения дино-парка.
Одна из любимых забав — катать машинки с горки. У нас есть горка-трек от спорткомплекса «Ранний старт», но можно было взять что угодно длинное и плоское, хоть гладильную доску, хоть кухонную, хоть картонку. Смотрим, что лучше катится, что быстрее, что дальше.
Гонки машин. Все они разного размера, имеют инерционный механизм или нет, у каких-то колеса плохо вращаются. В общем, устраивали заезды парам машин, наблюдая, какая дальше уедет. Это такой открытый эксперимент без объяснения причин. Предоставляю ребенку делать вывод самостоятельно. Когда-нибудь сделает.
Есть специальная игра электронная с гоночными машинками. Включать не стали, просто покатали машинки по треку.
Во второй половине дня к игре присоединилась старшая дочь. Когда-то давно мы с ней делали модель города из малярного скотча. Она решила опыт повторить и сделала для брата дорожную сеть полностью самостоятельно.
Не очень-то его увлекла затея, зато дочь процессом создания явно наслаждалась. Ну вы уже видели, у нас есть где погонять и без этих скотчевых дорожек.
С ее же помощью собрали железную дорогу. Она имеет массу деталей, позволяющих изучить устройство железной дороги: рельсы, мост, переведение стрелок, знаки, шлагбаумы, погрузчик.
После обратились к транспорту покрупнее — тому, которым пользуются сами дети. Велосипеды, беговелы. Вспомнили, что у нас еще дома есть, на чем можно ездить: самокат, папина машина. Ролики — это транспорт или нет? Беговелы -тема сезона, а не только дня. После схода снега гуляем только на них.
Так совпало, что именно в это время я достала коляску, чтобы ее пристроить. Дети распорядились по-своему, теперь они катают друг друга в ней по дому.
В качестве творческого задания было приделывание бумажному шаблону, вырезанному с ходу, колес из пластилина, а также знакомство с трафаретами. Ребенку в 1,8 еще далеко до рисования по трафарету, но мы попробовали, есть у нас такой, с машинками.
Вечером устроили сеанс тематического конструирования. Есть у нас такой набор лего дупло, как раз для сборки разных машин. И платформы для поезда. Вот и собирали разную спецтехнику, машинки разных цветов и назначений, самолеты, поезда и лодки.
Последняя забава перед сном состояла в большой коробке, куба дети залезали по очереди, изображая, что это то машина, то корзина воздушного шара.
Уже под занавес я вспомнила, что у меня плакат «Транспорт» есть собственного производства, скачать.
Для детей постарше в такие игры легко вплетать счет, сортировку, чтение, поделки. А также использовать настольные игры, книги с заданиями, тематические выпуски и раскраски.
Как видите, вполне возможно и при помощи одних игрушек провести тематическое занятие.
Скачать список игрушек по возрастам от рождения до 5 лет>>
Татьяна, спасибо за такое подробное описание тематич.занятия. У Вас такие замечательные детки, так активно с Вами занимаются. Может Вы как опытный педагог подскажите как мне быть: моей доче 2 года, но она ни как не хочет заниматься. Пытаюсь с ней играть, а по ходу показывать и объяснять, называю мячик красный. А она как только услышит слово мячик, сразу реагирует смотрит,но стоит мне сказать, что он красный, тут же отворачивается или вообще убегает. Вообщем никак не хочет заниматься, то же с картинками и книгами. По характеру она у меня ярко выраженный холерик и непоседа. Может в этом дело? Буду признательна, если подскажите как заниматься с такими детьми «круть-верть», которые не могут удерживать внимание и неусидчивые?
Ну Вы же сообщили ей тот факт, что мячик красный! Если это будет звучать в речи ненавязчиво, просто как разговор, когда-нибудь количество перейдет в качество, и ребенок усвоит различия цветов и их названия. Это тема — цвета — довольно абстрактная для детей. Проще запомнить, что это мяч, а это — кубик. Дети считываю менторский тон, когда их начинают чему-то учить, и могут убегать. Иногда себя ловлю на подобном, и сразу результат похожий — ребенок отвлекается. Поэтому просто играйте, по ходу игры называйте и проговаривайте все, что планировали, но без нажима. Дело может быть еще в типе восприятия. Если ребенок — кинестетик, познает мир в движении, ему на слух тяжело воспринимать, как и книги могут долго не привлекать. Выход все тот же — игра! «Принеси красный мячик! (ребенок несет любой) — «Ой, это зеленый, а вот этот — красный, каким будем играть?»
спасибо, что так скоро ответили, будем пробывать учится другим тоном, и через «ой,это зеленый, а вот это красный». И поищу инфо про кинестетиков. Успехов Вам, Вы большая молодчинка!!! )))