Я мать, и как начать мне рисовать?!
Здесь расскажу о том, как давнее какое-то «на закоулках» сознания желание начать рисовать материализовалось и не отпускает в течение последнего года. Здесь будет немного иллюстраций, а все презентативные работы собираю здесь: https://vk.com/album4073047_247144631
Я вообще дизайнер-самоучка, дизайнер в графических программах, работала с простыми формами и фотографиями, и умение рисовать было не остро обязательно. Но желательно: желание рисовать иллюстрации «от руки» теплилось всегда. Кстати, у меня лежит уже года 3 (если не 4) графический планшет, которым я так и не научилась пока пользоваться.
Вот материнство, и какое-никакое, а свободное время. И тогда не сейчас. Сейчас рисовать – это модно. Столько книг выпускается, альбомов с пошаговыми уроками для скетчинга. МИФ – издательство, явно следящее за тенденциями. И взгляните, сколько они выпускают в последнее время прикладного по рисованию. Достаточно.
Ну так вот. Книги были всегда, конечно, но по большей части скучные. Как и онлайн-курсы по рисованию. Я пробовала пару раз по бесплатным сериям уроков заниматься. Обычно все заканчивалось на «рисовать нужно специальными инструментами, обязательно на мольберте, чтобы рука ходила правильно». Ну я и откладывала, до момента, когда появится мольберт. Или все начинали учить со штриховок, с академического рисунка. Скучно же? Маме, которая урывками садится порисовать – точно скучно.
Сейчас возможности для обучения рисованию совершенно иные. Столько школ открылось, где предлагают экспресс-курсы с нулевой подготовкой на разные техники, которые позволяют именно почувствовать вкус к рисованию, получить сразу приятный результат. В инстаграме куча практикующих художников согласны вас поучить.
Но история про меня, и начинала я в студии. Там, где дочь рисовала. Учили и взрослых тоже, и по дружбе меня «заманили»… ладно, сама пришла. И сразу на масло. Рисование масляными красками на холсте. В «Импасто», я уже писала про них здесь.
Все дали: варианты что нарисовать, холст, краски, кисти. Все объяснили. Первый слой – фон, потом крупные детали, потом мелкие. Рисуем сами, иногда педагог подходит и подсказывает, если затруднение возникает или видит явный «косяк». Но полное ощущение, что рисуешь сама, «как так и надо». И это слегка обманчивое впечатление, что я с полным погружением осознала, когда осталась через некоторое время наедине со всем тем же самым (холстом, кистями, красками (их, правда, поменьше было)), но без педагога. Вопросов, страхов, затыков – тонна. И ты через это все продираешься. И если бы сразу так – риск бросить был бы ой как велик. А в студии после занятия ты получаешь готовую работу и фотографию с ней, и вот он стимул продолжать, потому что получилось! Есть результат!
Главная сложность – где взять 3-4 часа без детей. У меня есть волшебная мама, которая к нам время от времени приезжает и может меня отпустить, и прикольная дочь, которая через время так привыкла, что я езжу на рисование, что потом интересовалась, не будут ли ругать меня за прогулы. Она-то каждую неделю туда ездит.
Плюс финансовый вопрос, он тоже есть. Конкретно масляная живопись – наверное, самая дорогая из возможных. Можно наведаться в художественный салон и соотнести стоимость разных материалов и выбрать себе по душе и карману. За одним посчитать, согласны ли вы приобретать сами все необходимое и практиковаться дома. Или лучше под присмотром мастеров и на их материальной базе.
В следующий раз я пришла с планшетом. Рисовать с фотографии, которая сделана была на пленочный аппарат, потом пленка отсканирована была, картинка загружена во Вконтакте, и вот с нее, на планшете открытой, уже писалась картина. О как.
И это до сих пор любимая вещь. Потому что душевная и из детства, родные пейзажи. Мне кажется, это еще один повод рисовать не «по урокам», а у живых людей. Они помогут адаптировать то, что тебе близко, под твои возможности. А в онлайн-курсы со своей фотографией не придешь. Все рисуем розы! Или парк, или котиков. И тут уж либо совпало, либо нет.
Далее было еще веселее. Мне захотелось сделать картину, где сюжет был от одной фотографии, а небо – от другой. Так и листала.
Бедный мой педагог. Впрочем, они, видать, знавали и не такое.
Вот где-то после потянуло пробовать разные другие материалы, хотя масло остается самым освоенным и любимым.
И на акварель я в студию ходила (это очень страшный зверь для меня), и на пастель.
У каждого материала масса особенностей, и хорошо бы, если бы их показали тебе на практике, через руки пропустили и поправили. Поэтому я за то, чтобы любой практический навык (а все творческо-рукодельное сюда относится), по возможности, осваивать «вживую», с мастером. Хотя бы азы, хотя бы несколько занятий, пока не станет понятно, что понятно. А потом можно попробовать самостоятельно и убедиться сразу, так это или не так, или еще чуть-чуть подучиться. Или уже тут подключать онлайн-обучение.
Что я и сделала. Пошла на мини-курс небольших эскизов в проекте «Рисуй!».
Тут в полный рост встает мой любимый вопрос поиска «своего» педагога. Который делает, объясняет – и тебе понятно. Так вот, наш онлайн-педагог Александр Давыдов объяснял и показывал совсем по-другому, не как СС и ВВ. Но тоже доходчиво, и получалось даже рисовать в прямом эфире: поглядывая на работу педагога, рисовать свое. И тут тоже был задействован хороший мотивационный механизм. Не надо 3-4 часа сидеть с одной работой. Это здорово, но может утомлять, особенно если в один прием, как в студии. 1-1,5 часа – и в руках нечто готовое, и эффект «вот что я могу», и все в этом духе. В общем, с удовольствием поучилась.
Есть в онлайн обучении такой хороший момент, как возможность присмотреться к педагогу. У всех обычно выложены открытые уроки, проводятся открытые мероприятия. Можно нарисовать что-то простое вместе. Мне встречались такие уроки, где все быстро-быстро, без конца ставишь на паузу, успеть нереально и вообще я уж лучше сама.
Еще мне очень нравится Наташа Йорк как педагог, она обратила мое внимание на гуашь. С ней, в отличие от других укрывистых красок, не требуется холстов, можно рисовать на любой бумаге, картоне или акварельной бумаге, что весьма бюджетно, как и сама гуашь. Легко развернуть себе рабочее место, рисовать вместе с ребенком, не нужно охранять свои краски от детей. У нее на канале и в инстаграме сочные и кажущиеся простыми, и в то же время интересные сюжеты, которые так и хочется все перерисовать. Что я иногда и делаю.
А теперь про самостоятельный период творчества. Его легким не назову.
Я человек увлекающийся, поэтому после знакомства тесного с рисованием мне стало невозможно спокойно пройти ни мимо магазина канцтоваров, ни мимо художественного салона, если они в пределах досягаемости. А я на велосипеде, у меня почти весь город в досягаемости! Поэтому тем же методом, как я советую обновлять емкости для хранения (по одной хорошенькой в неделю), я довольно быстро обзавелась всем необходимым для масляной живописи на дому.
Отдельная тема была с мольбертом, я его на удачу «оторвала» на Авито, ездила за ним на другой конец города, довольная как слон. Учитывая его стоимость в 300 рублей. Нельзя жеж без мольберта-то никак ))).
Это, конечно, закидоны. Всегда можно обойтись техническим минимумом и начать рисовать хотя бы с гуаши. Но я человек увлекающийся.
Так вот, самой с собой собственный сюжет рисовать, ни по каким не по урокам, а вот взяла понравившуюся картину и вперед – это стресс. Так как надо самой разложить на слои, самой подготовить доску для рисования (я решила попробовать на листе ДВП и плохо загрунтовала его, за что потом не раз поплатилась). Самой выбрать подходящие кисти. Даже если их много уже есть, никто нужную в руку не вложит. То, что в студии давалось легко, дома не получается, и ты сидишь озадаченная, голову набок склонив: что с этим делать?! В итоге с 3 или 4 подхода получилось следующее.
В целом, на собственной шкурке убедилась, что рекомендации брать сразу все профессиональное и максимально подготовленное – это не от желания развести человека на деньги, а из сострадания, ведь ему так будет проще.
Например, в студии рисовала на хорошей бумаге, а дома берешь «снегурочку», и краска, понятно, ведет себя не так, как ты этого ожидаешь. Да и сама краска может не перекрывать нижний слой так, как было у педагога, потому что она другая, а я купила, не зная ничего про обозначение «укрывистости» на тюбиках. Все эти эксперименты с экономией и альтернативными материалами это круто, но потом, если есть свободное время исправлять и свободные нервы, если что-то пойдет не так.
Короче, всегда можно все сделать дешевле, бюджетнее, «своими руками» и «домашний вариант». Но не всегда это экономить время и усилия, и не всегда результат будет радовать сразу.
Вот еще один пример «домашней» работы с маслом, когда я немного разобралась с теми материалами, которые не всегда с пониманием, что я беру, заимела. И снова «метод родного сюжета». Это бабушкин дом, где прошли одни из лучших моментов детства, а это практически каждое лета с малых лет и до студенчества.
А вот это Ван Гог, ну моя версия. И это тема для отдельной истории, и она будет. Здесь отмечу только, что делать копии картин художников это неплохой способ приблизиться к пониманию искусства.
Дальше пошли те самые эксперименты. Надо же было понять, вдруг масло – это не самое мое? Надо всех посмотреть.
Сухая пастель. Относительно бюджетный вариант. Один мелок стоит 16 р в наших краях, в наборах каждый дешевле, но сколько их надо? Это все очень субьективно. Чтобы рисовать пейзажи, надо много зеленых оттенков, и они у меня есть. Еще коричневых и многих таких, которых еще не скопилось. Бумага тоже не самая дорогая, есть разные размеры и планшеты, удобно рисовать «в полях». Воды не требуется. Вот две зарисовки.
Справа – это я попробовала просто с наскоку, имея некоторые мелки, попробовать рисовать с фотографии, как получится. Слева – после студийного занятия по пастели, где все-таки объяснили, как цвета смешивать, как наносить слои, и как держать руку, чтобы пока рисуешь в одном месте, не стиралось в другом. Не все я усвоила, но вторая картинка явно богаче на детали и сочнее.
Сюжеты «из интернета» пастелью даются проще, чем другие. Вот «французско-котовная» зарисовка
По урокам все равно близко не получается так, как у педагогов, поэтому просто срисовываю. Чтобы что-то освоить, надо практиковаться, а если у меня есть время, я лучше гуашь возьму или масло, поэтому пастель пока отложена. Вот во время длительного гостевья у мамы я ее брала с собой, это компактно для перевозки. Мольберт же не потащишь.
Акварель. Ее я боюсь до сих пор. То, что я напробовала сама, даже показывать не хочется. От детских рисунков мало чем отличается. То ли дело в студии, где нам педагог по слоям и по шагам рассказывал, как что наносится и смешивается. Сначала мы рисовали одну общую для всех картинку, затем выбирали что понравится. И вторая нарисовалась невероятно легко. Под присмотром-то. Дома – ни разу не так!
Вот излюбленный способ сделать хорошо – взять сюжет из детства ))). И тут было подхода три. Кое-что напортила, но более-менее, со скрипом, помещаю в статью.
Акварельные карандаши забавный материал. Брала с целью экономии места, и что-то «для души» порисовать можно, но эффектного и достойного ничего пока не родилось. Зато можно вместе с ребенком рисовать. Это облегчает подход к материалу. Все, что с ребенком- берем и рисуем вместе, время выделять не надо. Но придется прерываться на «помоги» и «младший брат мне мешает» (у нас это так).
Акрил. Непознанный, так как до студийного рисования акрилом я до сих пор не добралась. Осваиваю исключительно сама и по урокам Наташи Йорк. Это нечто среднее между гуашью и акварелью. Или маслом. Рисовать надо на чем-то плотном. С акрилом опробую метод тыка. А что если… А почему так?… Забавно, но результат не всегда радует. Проще испортить, когда не знаешь, чего ждать от краски. Пока что получилась пара неплохих животных портрета. Собака – наша, портрет с фотографии.
А теперь немного об эффекте. Этот блок, как завлекалочка «а давайте все рисовать!» должен был бы идти в начале, и там бы и был, если бы я вас куда-то зазывала.
Только я рассказываю про свой путь «в рисование» за последний год, и вот какие бонусы наблюдаю:
- Сбыча мечт. Хотела рисовать – рисую. Ну круто же. Не боюсь, пробую, экспериментирую. Есть что в инстаграм выложить.
- Разгрузка. Съездит куда-то и заняться чем-то для души на несколько часов – сказка. Погружаешься в процесс, и тебя мало что волнует в моменте, кроме как провести линию и как добиться такого цвета. Конкретно в «Импасто» у нас это еще и посиделки с кофе-чаем, а также разговоры за рисованием «о культурном»: кино, литература, события в городе. Этого в «мамских буднях» мне тоже очень не хватает.
- Творческая среда. Чувствуешь свою причастность. Если не к «богеме»… хотя почему не к богеме? Нас учат настояшшые художники, включая СамогоМолодогоЧленаСоюзаХудожниковРоссии. У меня даже его этюд есть, дома висит, бе-бе-бе.
- Другие творческие начинания также пошли легче. Прикладное творчество, где местами необходима роспись. Появляется некая легкость на подъем. Картины могу и шторки могу. И игрушки, и лепнину какую-нибудь. Я не рассказывала, как рисовала шпатлевкой?!
- Перезагрузка дома. У нас так бывает: дети, маме надо отдохнуть, мама пошла рисовать, поиграйте одни, пжлста. Это редко. Часто, слава богу, не требуется. Но реально «отпускает». Можно что-то приятное нарисовать, а можно – то, чего не хватает. Или свое настроение. Или Моне. Или Мане.
- Время, проведенное с ребенком. И детьми. Ирина тоже рисует, а это уже общие интересы, между прочим. Мы частенько рисуем на пару. Каждый свое. Это раскраски мы раскрашиваем параллельно, а сюжеты волнуют нас разные. Ирина любит рисовать лето и лошадей, а я — текущее время года и котов.
Есть у нас такой хаотичный элемент как Паша. Он тоже идеей рисования проникается, но тут глаза да глазки. Ему разрешается рисовать гуашью и акварелью. И если Ирину в его возрасте увлекало смешивание цветов, то паше интереснее укрывистость материала, поэтому его «полотна» в стиле авангардизма долго просыхают от слоя гуаши в несколько миллиметров. А еще он интересуется другим полотнами. Может сестру изрисовать или ее одежду.
Вот после таких сеансов обычно и наступает: дети, а поиграйте-ка одни, маме надо перезагрузиться!
- Полнота и яркость жизни. В которой есть дети. Есть я и мой велосипед. Есть дом и «хозяйство». Есть работа. А также есть творчество.
Татьяна, не перестаю Вам удивляться. Сколько талантов у одной женщины! И писательство, и рисование, и материнство и просветительство, и искусство жизни как таковое. Ваш пример очень вдохновляет и мотивирует. Сразу хочется жить также полноценно. У Вас действительно есть чему поучиться.
Спасибо! Только тут нет ничего, что нельзя внедрить в свою жизнь. Просто выясняем, что это такое — полноценная жизнь (для каждого это нечто сугубо свое), и какие элемпенты можно пробовать, реализовывать прямо сейчас, где малые шаги реальны даже с текущей ситуацией. А «удобный момент» — он обычно не настает никогда, если ждать.