Практически все мои статьи про творчество с детьми начинаются с пережевывания переживаний, что «у творческой мамы дети растут какие-то нетворческие». Так было. Я, сколько себя помню, всегда что-то вытворяла. Может, до 3 лет тоже отбрыкивалась от маминых попыток сотворить поделку для бабушки. Это как раз не помню.

А вот про дочь помню. Она (по моим меркам) поздно начала рисовать что-то, похожее на рисунки. Вырезанием тоже долго не интересовалась. К поделкам, таким, какие принято приносить в садик, равнодушна до сих пор, а к аппликации стойкая нелюбовь. Признает исключительно в научных целях. Тут я ее понимаю, с клеем не люблю возиться. Скотч наше все.

Но речь тут — про лепку. Все продвинутые мамы знают, что самая универсальная игрушка в мире — пластилин, потому что из него можно слепить что угодно и потом этим играть. Вот до пластилина дети шли очень долго. Тут, конечно, старшая Ирина рулит, сын за ней повторяет практически все.

Было тесто для лепки, Play-Dooh всякий, эксперименты с глиной. Это все вызывало восторг, но больше походило на экспериментальную площадку, а не на творчество.

Как привлечь к разным видам творчества? У нас каждый раз «спусковой крючок» — это что-то особенное, и никогда не угадаешь, что именно. Без маминого примера точно никуда, это фон и база.

С лепкой «выстрелили» книжки с инструкциями по лепке. Оказались у нас они случайно: одну подарили, другую подарили. Теперь уже сама их покупаю. Вот подборка на сегодняшний день:

Сначала пара книжек тоже «просто лежали», но потом кто-то из детей увидел, схватил — и понеслось. лепим уже которую неделю. Это превалирующий вид творчества зимой 2017-18 гг. Лепят по инструкциям, хотя в процессе и цвет меняют, и свои детали придумывают, а дальше «по мотивам» создают свои поделки. Которым, что меня радует, потом играют. Разбирать слепленных зверьков не дают, они живут в специальной коробке.

Казалось бы, какое творчество, если лепить по шаблонам и инструкциям? Дети нарабатывают навык. И это заметно: что лепили оба сначала и что получается сейчас. В желании слепить «как на картинке» начинают прислушиваться, как лучше сделать ту или иную деталь. И у меня получается доносит приемы лепки. Без этих книжек не получалось, а часть приемчиков они просто с иллюстраций усвоили.

Как это все происходит? Берем большую коробку пластилина, который разобран по цветам, а также стеки для лепки. Обсуждаем, что будем лепить. Обычно какого-то одного персонажа. Кошку, зайца или лошадку. Ирина уже лепит сама, Паше (3,8) я помогаю лепить отдельные детали (ноги, голову), оформлять их и делаю сборку фигурки. Есть и такие, которые он лепит полностью сам, забавные получаются. Ими он тоже играет.

Все слепленное берется в игру, поэтому я проглаживаю и иринины поделки, чтобы детали плотнее скрепились, ноги-головы не отвалились. Хватает надолго, если на фигурки не наступать и не бросать на пол. Очертания со временем сглаживаются, но детей это не смущает.

Я тоже прокачиваю навыки лепки с ними, тоже подсматриваю в инструкции. Считаю, что не очень хорошо леплю. Например, интересную идею быстро сделать дерево подсмотрела.

К тому же это отличное совместное времяпрепровождение. Мы делаем что-то вместе, общаемся, учимся новому, радуемся за творения друг друга. Обычно весело бывает.

Несколько примеров.

Угадайте, где чей бычок

Иринин бык в процессе

Пара зайцев и инструкция

Иринин кот на фоне своей инструкции

А это она придумала коту дерево, там он спрятался с бутербродом в зубах. Это уже игровой момент.

Единорожка-пегас. Тут уже творчество. На базе инструкции к ослу сделали лошадку, гриву радужную, рог и крылья.

Ну и динозавры. Шикарная книжка, отличные идеи. Первый динозаврик мой.

В тирекса полностью Ирина собирала. Это тот момент, когда дети все организовали без меня. Сам достали книгу и материалы, мне только принесли зубастый результат.

Выводы какие? Мои планы на творческое развитие детей существуют сами по себе, а дети — сами по себе. И в этом году я научилась к ним прислушиваться. Путь Ирины — это «концентрированное творчество», ну так я его себе обозначила. Осваивает с погружением то одну технику, то другую. То рисует-рисует-рисует, то вырезает-вырезает-вырезает, то лепит-лепит-лепит. Видимо, ей нравится научиться чему-то, почувствовать прогресс, свои успехи, потом надоедает. А Паша просто идеально ее зеркалит: «все, что делает сестра, я тоже буду». Поэтому и увлечения пока общие. Хотя динозавры — больше Пашина страсть, и книжка предназначалась ему, и спал он с ней пару ночей, как с любимой игрушкой.

Вот что удалось привить (или воспитать, или поддержать?), так это разговоры по пути из детского сада: «Мама, чем дома заниматься будем? Давай каким-нибудь творчеством!» Действительно, какая разница, что в фаворе сейчас? Главное — процесс созидания увлекает. Пока — лепим.