Практиковать тематические занятия мы с дочерью начали с 2,5 лет. Захотелось какой-то системы в подготовке материалов для занятий – не только для ребенка, но и для меня, чтобы не рассказывать 5й раз за месяц про Африку (это любимая тема была). В силу обстоятельств, занятия приходилось проводить «на диване», и поэтому активнее стали использоваться различные электронные приспособления: ноутбук, планшет, папин смартфон. Перейти на такую систему занятий «жизнь заставила», а вернее токсикоз и прочие недомогания, сопровождающие беременность.

Решила поделиться опытом тематических занятий «с экрана» — выручалочки для малоподвижных мам. Мало ли бывает причин: мамина усталость, болезнь, приступ лени, в конце концов. Да и у детей, к сожелению, тоже случается постельный режим.

Все, что нужно – электронное устройство с экраном, интернет. Накачанных отовсюду материалов в электронном виде обычно у мам хватает, однако при хороших навыках поиска в интернете даже без них можно обойтись. Если нет системы хранения материалов, иногда найти в интернете проще, чем в собственном компьютере.

nout_m

Необходимые программы для ноутбука или компьютера:

  • Adobe reader (знать, где переход в полноэкранный режим, как сделать 2 страницы на листе)
  • Программа для чтения формата djvu (Windjvu, например, у меня очень много книг в таком формате, он самый экономичный по месту на диске). Также хорошо бы разобраться, где функция полноэкранного просмотра.
  • Программа-просмотровщик изображений (также с полноэкранным режимом) – ACDSee, Image Viewer, Fast Stone Image Viewer
  • Power Point – для просмотра презентаций.
  • Программа для рисования тоже может пригодиться, например, встроенный в любой компьютер Paint, когда нужно что-то в виде схемы быстро нарисовать. Это если брать совсем компьютерный вариант занятия или вариант занятия в дороге. Я же чаще всего прихватываю магнитную доску для рисования и пару маркеров к ней.

Если заниматься на планшете или смартфоне, необходимо раздобыть аналогичные программы для просмотра файлов в популярных форматах – pdf, jpg, djvu. Есть одна фишка, облегчающая занятия на гаджетах поменьше ноутбука – переводить все книжки и неозвученные презентации в картинки. А просмотровщик изображений уже есть везде!

 Типичный сценарий из нашего опыта

Примеры буду приводить из последнего нашего занятия по домашним питомцам.

Начинаем с презентации, карточек или книги с заданиями (в электронном виде). Вот это лучше заранее подготовить (найти то есть). Кладем для страховки рядом пару-тройку детских энциклопедий, где есть иллюстрации и информация по теме занятия. Презентации хороши с каким-то поясняющим текстом, который позволяет и маме, и ребенку «въехать» в тему. Многие готовые презентации грешат тем, что слайды там меняются очень быстро. Мне же удобнее каждый слайд использовать как повод поговорить: спокойно рассмотреть изображение, прочитать текст, рассказать какие-то факты от себя, задавать вопросы, сравнить с тем, что ребенок уже видел и знает. Любую презентацию можно превратить в настраиваемую, как это сделать – описывала в этой статье.

djvu_0001

Для разогрева мы часто используем книжки популярных издательств. Обычно там приятные иллюстрации, а также есть готовые вопросы и простейшие задания, чаще всего – слишком простые, но позволяют мысль направить в нужное русло. Например, мы использовали альбом из серии «Школа семи гномов».

А теперь, собственно, почему удобно все смотреть на компьютере с интернетом.

Потому что практически моментально можно найти недостающую картинку. В книге на развороте про домашних грызунов не были изображены распространенные ныне шиншиллы и белки дегу. Я про них упомянула, дочь попросила показать — открываю «ЯндексКартинки», ввожу соответствующий запрос, и мы видим в первом же экране отличные фотографии.degu

Часто дочь просит показать детенышей животных – и это можно. На вопросы: какого цвета бывают, кошки, например – есть отбор по цветам, а также можно запрос текстовый ввести – «кошка рыжая», «кошка черепаховая», «кошка голубая» и т.д. Также с породами можно поступать. В готовых презентациях обычно далеко не все породы отражены.

Проиллюстрировать свой рассказ видеороликом (спонтанно, ищется также моментально). На видео мы смотрели, как резвятся и играют дегу (дочь сама после картинок обычно просит: «А теперь видео!»)

Если презентация вас не устроила, тут же можно поискать другую. Или у вас было заготовлено 2-3, а ребенок просит еще – опять лезем в браузер.

Найти или уточнить недостающие факты. Чаще всего я уточняю, где обитает то или иное животное. Однажды случился ступор, когда я не могла вспомнить, можно ли тигра назвать африканским животным (в некоторых наборах карточек он почему-то там размещается). Оказалось, что раньше тигры в Африке водились, но теперь встречаются только в Азии.

Чаще всего мы обращаемся именно к картинкам и видео. Однако бывает, что вопрос ребенка «почему» и «зачем» застает врасплох, либо я не уверена, что точно помню ответ – идем в Википедию или всезнающий Яндекс.

В зависимости от настроения и упрямства моего и ребенка мы либо сначала просматриваем все изначально заготовленное (книгу или презентацию), а потом уже ищем дополнительные картинки, видео и презентации в интернете, либо сразу, как только у ребенка возник вопрос, переключаемся в браузер. Так можно уйти довольно далеко от первоначальной темы, тем более что по ходу поисков я иногда вспоминаю, что на эту тему у нас тоже были карточки/плакаты/книжки, и мы беремся за них. Вот такая игра в «случайные знания» получается: пусть не по плану, зато с интересом!

На компьютерную составляющую уходит обычно минут 15-30, а далее, не сходя с дивана, можно также:

  • Полистать детские энциклопедии.
  • Почитать книжки со стихами, рассказами и сказками по теме занятия (про кошек, например, подборку сделать).
  • На магнитной доске выполнять какие-то задания от руки («соединялки», «обводилки», «дорисовывалки», другие задания на развитие мышления, моторики).
  • Использовать готовые альбомы для творчества, где что-то дорисовывается карандашами и фломастерами, если есть такие альбомы, а также твердая подложка под них (сойдет упомянутая выше энциклопедия), и не жалко фломастером диван испачкать.
  • Поиграть в «спокойные игры»: лото, домино, другие настольные по теме, вырезные карточки, наборы фигурок, конструкторы. Все это стащить к дивану заранее, а ребенок постарше и сам по вашим указаниям сможет найти и принести.
  • Провести мини-музыкальное занятие по теме (с использованием аудиозаписей или музыкальных инструментов).

В занятии про домашних питомцев мы сначала выбирали их среди массы других фигурок с животными, потом соединяли по парам (папа и мама или мама и малыш), так как было 2 набора  домашних животных – помельче и покрупнее. Посчитали, сколько среди всех фигурок найдется собак (оказалось очень много). Потом дочь принесла кубики, и мы строили для них мебель и клетки, рассаживали.

Еще мы занимались активным слушанием – включали подборку классической музыки о животных из сборника Радыновой, пытались угадать животное по мелодии. Ну и слушали крики самих животных.

Активную часть тоже можно организовать, не вставая с дивана. Я давала задания проскакать, как белочка, потянуться, как кошечка, дочь это на полу выполняла.

Занятие получилось насыщенным при минимальной маминой активности.

Повторюсь, что любое занятие проще провести и организовать, когда все под рукой: и дидактические материалы, и игрушки подходящие, и электронные материалы легко отыскиваются. О том, как я справилась с задачей хранения многих гигабайтов файлов «для занятий», читайте в ближайшем следующем материале.