Когда можно познакомить ребенка с красками? Я считаю — никогда не рано, потому что с «поздно» уже познакомилась не по наслышке.

Опыт привития любви к рисованию со старшей дочерью у меня получился не очень удачный, если не сказать больше: хрестоматийное «как не надо делать«. Первые пальчиковые краски я купила и предложила ей в 9 месяцев. Они были ужасны: какой-то липкий гель по структуре, цвета не смешиваются, размазываются тоже плохо. Вот первый опыт рисования. Не по бумаге даже, а на столике для кормления, под предлогом «порвет и съест». SONY DSCРебенка процесс не увлек ни тогда, ни потом. Отсюда два вывода:

  • краски должны быть адекватной текстуры:  легко наносятся, цвета смешиваются.
  • рисование — все-таки на бумаге, ее можно закрепить скотчем.

Чуть позже я делала самодельные краски из муки, воды и пищевых красителей. Получились они не очень яркими. Снова вывод:

  • Почему не попробовать гуашь?! Почему-то мысль о гуаши не пришла тогда мне в голову, побоялась, что дочь ее слижет с рук. Берет в рот — значит, нарисовалась, пора прекращать. Это ценное замечание тоже не пришло вовремя. Как же, столько готовим занятие, краски наводим, бумагу готовим — и все ради 30 секунд рисования?! Правильный ответ — да.

С гуашью в итоге Ирина познакомилась, только когда смогла держать в руках кисточку. Рисовали мы нечасто. Причиной была «марковитость» этого занятия. Кисточкой махалась доча знатно, в однокомнатной квартире не находилось уголка, где бы я могла не переживать за состояние обоев и мебели вокруг. Видимо, моя нервозность передавалась и ей. В итоге до 3,5 лет рисование Ирину особо не увлекало, рисовали мы нечасто, пару раз в неделю максимум. Не спасла даже отдельная комната, когда — наконец-то! — можно стало предоставить все возможные материалы для творчества в свободный доступ.

Еще один мой просчет — приурочивать занятия творчеством к вечернему купанию, которое происходит у нас перед сном, то есть довольно поздно. С точки зрения практичности все логично: порисовали — помыли. А вот по состоянию и настроению ребенка это часто не лучшее время.

«Вдруг» и с увлечением зарисовала Ирина в 3,5 года. Причин может быть, конечно, много. То ли «созрела», то ли я ослабила свой напор (ну давай порисуееем!). Тем не менее интересным образом всплеск интереса к рисованию совпал с началом «рисовалок» с е младшим братиком Пашей.

А теперь удачный опыт рисования. Пусть недолгий пока, но мне уже нравится!

Я предложила Паше порисовать в 6 месяцев, когда он уже сидел на отдельном стульчике. Гуашью. Мазнула на лист две капли яркой краски. Первый «шедевр» не дожил: я не закрепила лист, и ребенок его покусочкам порвал и попытался съесть.

SONY DSC С тех пор лист приклеиваю скотчем с двух сторон. Паша принялся активно дубасить ладошками по бумаге, возить ими по листу. Получилось яркое пятно.SONY DSC

Творить веселее совместно!SONY DSC

С тех пор стараюсь давать Паше рисовать как можно чаще, стремлюсь к ежедневному рисованию. Не каждый день получается, потому что все еще продолжаю тяготеть к ошибкам прошлого: давать рисовать вечером, перед купанием (ребенок уже устал, и по нему видно, что не до рисования уже). А также стараюсь устраивать совместные рисования детей, что не всегда есть хорошо. Пашу посадила за краски, Ирина требует внимания. Пока ей поможешь, воду сменишь или что-то нарисуешь, Паша уже нарисовался и начинает руки в рот тянуть. Пора идти отмывать. Пока мою Пашу — Ирина без поддержки и присмотра остается.

Если обобщить собственный опыт и некоторые полезные факты, почерпнутые из сети, получается следующее:

  • Начинать рисовать может даже не сидящий еще малыш: перед ребенком на животе тоже можно положить лист и краски. Так что возраст — не помеха никогда.
  • Ребенок добр и весел, в хорошем настроении — очень желательно!
  • Бумага крепится к поверхности — скотчем, кнопками, пластилином. Чтобы ребенок порыв свой потратил на краски, а не на терзание бумаги.
  • Занятие длится до засовывания рук в рот:  значит, цвет и действия с ним уже не интересны, а интересно пробовать на вкус.
  • Сколько бы ни длилось рисование, хоть минуту, хоть меньше — все хорошо!
  • Чтобы меньше готовиться к занятию и устранять потом его последствия, ребенок рисует голышом или в специальном фартуке (для детей подросших). Стол застилается клеенкой или газетами, которые потом просто сворачиваются/выкидываются.
  • Стоит заранее побеспокоиться о тряпке или губке для экстренного отмывания краски с мебели, стен, с себя. Лучше одеться «в домашнее», так как ребенок по дороге в ванную (если он уже не в ванной) может и вашу одежду запачкать. А вообще поменьше переживать по поводу порчи вещей, иначе спокойного творчества не получится.
  • Вариант с ванной тоже хорош: ребенка проще отмыть, да и с ванны краски легко смываются. Мы в ванной рисовать еще не пробовали, никак не соберусь подставку-сидение купить. Наверное, можно и на дне ванной расположиться при желании.
  • Не обязательно начинать рисовать со специальных пальчиковых красок, можно взять обычную гуашь. Пальчиковые краски не всегда бывают удачными. Собственные опыты красконаведения — тоже. Не стоит плохими красками отбивать у ребенка желание рисовать.
  • Не стоит брать сразу много цветов, для начала достаточно двух. Контрастные, одного тона — надо пробовать все.
  • В банку с краской сразу тоже не стоит допускать, лучше капнуть прямо на лист или дать пару крышек с небольшим количеством краски.

Как разнообразить первые опыты с рисованием, когда разные техники еще недоступны, и все, что ребенок может — хлопать и возить ладошками по бумаге.

  • Использовать бумагу разных цветов и фактур. На глянцевой бумаге или бархатной краска поведет себя по-другому, на цветной — получатся другие контрасты.
  • Использовать бумагу разного размера. От маленькой в род листка блокнота до огромных полотен (обои, старые плакаты).
  • Давать красить по уже имеющемуся рисунку или аппликации (мама специально наклеивает какие-то рисунки или фигуры или берет картинки готовые.
  • Предлагать рисовать на вертикальной поверхности: мольберте, листе, закрепленному на стене.
  • Проклеивать скотчем, рисовать на листе свечкой, мылом, чтобы оставались белые места, даже если их пытаешься закрасить. Со скотчем мы уже проводили эксперименты.SONY DSC

В этой заметке опускаю доводы и дискуссии на темы «стоит ли так рано», «вдруг не поймет, не оценит». Верю, что все дети схватывают, и все где-то откладывается. Моя дочь не раз доказывала, что показанное однажды и давно может всплыть неожиданно через месяцы, а значит, все тогда она услышала, увидела и восприняла, хоть и вида не показала.