Наверняка вы радуетесь, когда выясняется, что у окружающих, а тем более близких людей схожие музыкальные вкусы. В моей жизни музыка играет весьма важную роль. Поэтому и детей своих я приобщать к музыке начинала сразу с рождения. И для развития, и для собственной выгоды, честно-честно. С кем мне ходить потом по концертам?

musicМамы, увлекающиеся темой развития, знают, что детям нужно слушать классическую и инструментальную музыку (не любую, подобранную и адаптированную), а также музыку этническую, народную. Не раз выслушивала жалобы, что ребенку все это не интересно. И вообще такие прослушивания забрасывались. Вероятно, потому, что неинтересно было самой маме. Включала ради пользы. И польза наверняка была! Только как ее ощутить, это же не навык чтения и счета, который легко фиксируется.

Я за музыкальное развитие (в части прослушивания), от которого прет саму маму. Или папу, или всех взрослых в доме.

Я люблю время от времени слушать классическую музыку, итальянскую (мелодичную и певучую), легкий джаз  и петь русские народные песни. А на каждый день и для настроения – легкий рок, баллады. Ну и периодически вспоминаю уроки танцев живота и арабскую музыку.

Естественно, мне бы хотелось, чтобы дети если не разделяли мои музыкальные пристрастия, то хотя бы принимали. Плюс научились музыку слушать, понимать, чтобы потом выбрать что-то для себя. А также  брать из музыки ресурсы для жизни: расслабления или быстрого поднятия тонуса, эмоционального выражения.

Действовать  я стараюсь все так же естественно. Включаю музыку в качестве фона, если это не мешает занятиям. Не все время, чтобы не приедался такой фон. Стараюсь обращать внимание детей время от времени на то, что сейчас звучит, спрашиваю, какое настроение музыка сейчас передает, о чем это. Рассказываю истории, связанные с какой-либо песней или мелодией.

Каждый день пою. То, что хочется, а не то, что нужно для развития. Для себя пою. А дети обычно подпевают. Младший сын тянет мелодию мычанием и гласными, дочь кое-где старается запомнить текст.

Сложнее всего было с роком. Я слушаю относительно мягкие вещи, но долго сидело в голове, что в роке вибрации сильные и для детей неполезные. Но в итоге в моменты сильных эмоциональных встрясок, которые я привыкла роком лечить, на эти книжные истины я решила не обращать внимание. А дети рады, что мама получает удовольствие. Кое-что начали даже заучивать. В итоге песня Гребенщикова «Под небом голубым» стала у нас колыбельной.

baletУ нас принято танцевать. Инициатива как моя, так и дочери. Паша тоже может начать отплясывать, если по радио заиграют что-то веселое. Все это может обернуться 2-3-минутным кружением и пританцовыванием, а может – и «дискотекой». В кавычках, потому что под инструментальную музыку мы тоже танцуем, и под разного рода полонезы, изображая бал. Всегда под рукой новогодние гирлянды, которые можно включить вечером, создавая таинственную иллюминацию. А также наряды для переодевания и ленты, плащи, юбки – все то, чтобы сделать танцевание еще более интересным и отражающим суть музыки. Например, для арабской музыки надеваются пояса с монетками.

Мамам, у которых девочки ходят танцевать в студии, но ни за что не показывают, чему их там научили, на заметку. Моя дочь 2 года ходит на танцы, и не будет просто так демонстрировать умения, не было такого ни разу. Зато если я включаю музыку и начинаю танцевать, как умею, дочь присоединяется. Иногда она копирует мои движения, но по большей части я вижу, что она старается приспособить то, чему научилась, к имеющемуся ритму, либо сочиняет какие-то связки сама. Так что интересно также иметь дома музыку ту самую, под которые проходят студийные тренировки.

Слушание и восприятие музыки вне дома тоже можно тренировать постепенно. Например, задерживаться рядом с уличными музыкантами. Ходить в кафе с живой музыкой. И другие способы соприкоснуться с ней ненадолго, так, чтобы дети могли выдержать. Сразу на 2-часовой концерт органной музыки не пойдешь. У нас в городе устраиваются специальные органные концерты для детей, они короткие и прерываются на беседы.

Меня очень порадовала одна семья на джазовом концерте в ресторане. Пришли мама, папа, а также ребенок лет 5-6 с бабушкой. Музыка была непростая, вдумчивая. Первое отделение ребенок сидел прекрасно, общался с родными, ел свой десерт. На второе отделение бабушка увела его домой, а родители остались слушать дальше. И я подумала: как здорово! Ребенку дают вкусить семейных увлечений столько, сколько он в состоянии пока «переварить». Даже не сомневаюсь, что когда он станет подростком, он будет ходить на такие концерты и водить своих друзей, девушку.

Что это дает детям? Не факт, что они на всю жизнь полюбят обожаемый мамой джаз или заслушанную папой пластинку. Но они увидят, что музыка может приносить удовольствие, давать утешение и делать радостные события еще более яркими. Ну и родительские любимые композиции будут для них как минимум привычными.