[Статья написана для журнала «Речь ребенка», вып.4, смотреть в журнальной верстке>> ]

Для того, чтобы развивать пальчики нашим детям, не обязательно приобретать специальные игрушки. Многие полезные штуки можно смастерить быстро, буквально за несколько минут и из имеющихся в доме материалов. Они не обременительны для хранения: после того, как наигрались, их легко выбросить или разобрать, потому что создать новые будет снова дело пяти минут. Вот несколько вариантов быстрых игр-пособий по развитию мелкой моторики.

«Бусы»

Берем обувной шнурок и показываем, как нанизывать на него что-то из имеющихся игрушек и бытовых предметов: колечки от пирамидки, шторные кольца, пряжки от ремней, детали сортера с окошками. Можно изготовить бусины-колечки специально: из затвердевающей массы для лепки, соленого теста, либо отрезать полоску от туристического полиуретанового коврика и разрезать на разные кружочки-квадратики, а отверстие проделать шилом или карандашом.

«Банка-совалка»

Берем чистое майонезное ведерко, в крышке проделываем отверстия, соизмеряя с тем, что планируем засовывать. А это могут быть зубочистки, коктейльные трубочки, счетные палочки, бигуди, крышки либо соломка из туристического коврика.sovalka Можно сделать дырки разного размера и формы (в виде щелки, кружочка, квадратика), чтобы одни предметы проходили, а другие – нет. Крышку и стенки ведерка можно украсить, разрисовав или обклеив наклейками. Такая игра может надолго занять 1-2-летнего ребенка. Подробнее

«Дорисуй прищепками»

Вырезаем из цветного или белого картона шаблоны, которые при дополнении их прищепками станут узнаваемым образом. Дорисовываем детали и просим ребенка закончить поделку. К примеру, к тучке цепляем синие прищепки – это дождь. К коричневой полоске цепляем прищепки цвета листвы летом и осенью – это деревья. Если прищепки ориентированы вниз – елки. Вырезаем капельку, рисуем ей глаз, нос, цепляем прищепки – получился ежик. К желтому кругу цепляем желтые или оранжевые прищепки – будет солнце, а если красные или синие – цветок. Также можно изготовить шаблон для жучка-паучка, сороконожки, осьминога, медузы, стрелы. Прищепки могут стать ручками, ножками или ушами, хвостами или усами у любых зверят или человечков.

«Крышечный тренажер»

Тренируем навык работы запястьем —  закручиваем крышки. В картонную коробку помещаем несколько пластиковых банок и бутылок с разным размером горлышка и крышки (желательно, чтобы крышки были еще и разного цвета). Делаем прорези в крышке коробки так, чтобы наружу выставлялись только крышки. Крепим крышку коробки, чтобы банки-бутылки оказались зафиксированы в ней. Тренажер готов! collajПодробнее о сборке. Учим ребенка накладывать и откручивать крышки. Также конструкцию можно использовать как сортер: размеры горлышек разные, поэтому одни мелкие игрушки пройдут, другие – нет.

«Разноцветная труба»

Берем любую трубку нескольких сантиметров в диаметре. Это может быть расческа с круглой ручкой, пенал, втулка от бумажных полотенец, цилиндрический футляр. Показываем ребенку, как надевать на него резинки для волос или банковские резинки, смотря что имеется в хозяйстве. Цилиндрик лучше подбирать под диаметр имеющихся резинок, чтобы их нужно было чуть-чуть растягивать. Задача ребенка – одеть цилиндр так, чтобы он весь стал разноцветным, в полосочку.

«Шнуровка»

Пару видов шнуровок легко сделать за несколько минут. Первый вариант – вырезать из плотного картона или из туристического коврика контур сапога или ботинка (либо любой другой образ взять), проколоть в нескольких местах дырки шилом, ножом или карандашом (для коврика), взять обувной шнурок и попробовать зашнуровать заготовку, при необходимости увеличить отверстия, далее передать ребенку.

SONY DSC

Второй вариант – взять любой сетчатый предмет в доме или приобрести новый в хозяйственном магазине. Подойдет решетка для раковины, сетчатая  подставка под горячее, контейнер или бельевую корзина со стенками в виде сеточки из пластмассы (если уже имеется дома). Прикрепить к нему несколько лент такой ширины, чтобы проходили в отверстия, и украсить сетку плетением. Это может быть плетение по принципу корзинки, либо плетение, имитирующее стежки в разных направлениях. Если натренироваться, при помощи лент на решетке можно складывать несложные изображения, вроде домика или солнышка.

«Сенсорная коробка/Искалка»

Коробка собирается по принципу салата «что было в холодильнике». Необходим довольно большой контейнер, а если к игре планируется возвращаться несколько раз, то с крышкой. В него насыпается однородный наполнитель либо смешиваются разные. Это могут быть манная крупа, рис, гречка, горох, речной песок, макароны, аквариумный грунт, аквагрунт. Чтобы сделать игру ярче, крупы и макароны можно покрасить. В наполнитель помещаются мелкие предметы, чтобы их  выуживать, находить, либо, наоборот, погружать в содержимое коробки. Подойдут игрушки от из шоколадных яиц, крышки, коллекции камней и ракушек, бусины и пуговицы, любые мелкие детальки (мозаика, кубики и фишки от настольных игр) и природные материалы. Предметы могут быть подобраны по цвету (к примеру, красная сенсорная коробка), по теме (коробка, изображающая море – с ракушками, морской галькой и фигурками морских животных), по виду (коробка с дарами осени – шишками, плодами, либо наполненная разными камешками). Ребенок может возиться с сенсорной коробкой просто так: запускать ручки в наполнитель, перебирать предметы, либо получать задание: найти определенный предмет либо достать их все (искалка). В тематических коробках можно устраивать целые представления, провести на их основе тематическое занятие.

SONY DSC

«Морская» сенсорная коробка

SONY DSC

Розовая сенсорная коробка