Здесь размещены отчеты с личного реалити-эксперимента по актуализации планов и планировщиков для занятий с моими 2 детьми: дочерью Ириной 5,5 лет и сыном Пашей 2,5 лет.

bannerЗаписаться на мотивационный тренинг по материалам реалити>>.

Время эксперимента — 28 ноября — 11 декабря 2016 года.

Первая серия эксперимента — по личному тайм-менджменту — с еженедельными отчетами — здесь.

Текущая ситуация:

  • Ирина ходит в детский сад, но частенько прогуливает его. На занятия есть 2 часа в день. Визуал. Любит творчество и танцы, свободные игры и физические нагрузки, не любит математику, писать и «скучное». Наблюдается расцвет «принцессного» периода в интересах.
  • Паша находится дома с мамой, «по нему детсад плачет». Но пока дома. Ярый кинестетик. Любит активную деятельность: перебирать, копаться в чем-либо, переливать — особенно, конструировать, лепить и рисовать. Полюбил книги, карточки смотреть. Фанат движения, как и дочь. Не любит все то, что относится к классическим заданиям: повтори, сделай вот так, как мама, а покажи, соедини… Интересуется транспортом и динозаврами.
  • Сейчас занятия ведутся максимально комфортным для меня образом — «по настроению» — примерный план (устаревший) имеется, с его учетом что-то выбираю для каждодневной активности, более всего ориентируясь на вспышки интересов детей и свое состояние (когда «в ударе»,а когда и не очень). А сами игры придумываются на ходу.
  • Оба ребенка себя отлично занимают сами, но внутри мамы с огромным методическим багажом на компьютере кипит постоянное «надо заниматься больше  — и по программе».
  • Специально перед экспериментом попробовала еще раз пару популярных подходов, которые у нас раньше «не зашли» — все верно, по-прежнему не заходят. Поэтому будет методический поиск.

Вопросы по личными ситуациям можно задавать за все время реалити, в комментариях.

День 0. Предварительная работа.

Заранее, до начала даты экспеимента, я попробовала несколько форм работы, которые раньше у нас «не катили», чтобы проверить, а как сейчас? Все так же )))

  1. Занятия по готовому сценарию (тематический день, неделька). У нас идет туго то, что составляет основное наполенение многих недель: игры на совмещение текста и движения, подвижные игры с песенным сопровождением, пальчиковые игры, а также творчество по прилагаемым шаблонам. Это не значит, что сценарии плохие. Плохих не держим ))) Просто большая часть остается непроработанной. Если не печатается, я чувствую себя скованно, подглядыая в экран ноутбука (когда надо что-то зачитать), если печатается — потом жалко выбрасывать,оставляю на год, через год забываю или выясняется, что все уже переросли. Да и дочь, как почует, что мама «гонит по бумажке», сразу отвлекается или вклчает игнор, не знаю, почему так присходит, на мою инициативу «из головы» она по большей части позитивно смотрит. Ну и все идеи поделок в процессе переделываются. Хотя, безусловно, плюс, что они есть вообще, эти идеи.
  2. Дни погружения в одну тему или один вид деятельности. Творчество, сенсорика, ролевые игры. Если сначала ребенок очарован и кричит: еще, еще! То вскоре наступает пробуксовывание. Хотя, когда один конек оседлан, мне как организатору этого действа проще, мы уже «разложились», решаются некоторые проблемы с уборкой… но надо разнообразие.

А еще я вывесила на стену все те бумажки, которые я генерировала ранее для организации занятий. Правда, не только для своих детей, у меня есть тренинг на эту тему, да и… целый сайт. И мне это некомфортно — иметь завешенную бумажками стену. Это повод, во-первых, не изобретать велоспед, а использовать ранее придуманное собой же. Во-вторых, наконец разобрать эти бумаги, некоторые годами перекладываются, чтобы выплавить их в статьи, материалы для тренинга, ну и «картину мира» с занятиями для собственных детей.

День 1-2. Анализ текущей ситуации. Мои сильные и слабые стороны как организатора занятий.

Эти эксперименты до как раз сюда относились, чтобы разобраться, что в наших занятиях уже хорошо и отлично, а что хочется и стоит привнести нового, от чего отказаться. Я сторонник того, что все нужно перепробовать, а вдруг это мое, наше. Потому что искать свое проще, когда уже точно знаешь, «как не надо», да и то…. вдруг не так пробовали, с другого бока зайти нужно было. Вот здесь всплывает важная и распространенная тема «ребенку не интересно», «пробовали, он не хочет». Порой это отговорка. Когда маме не очень-то и хотелось. Взяла методику какую-то, с сомнениями попробовала, при первых сложностях — все, не подходит. Я поверю, что не подошло, если было много попыток, много заходов под разными соусами. Хотя неисключаю, что можно сразу понять, что «не мое это».

Мои слабые стороны:

  • Стихотворное комментирование жизни детей, если я еще не заучила текст. По бумажке не получается, выглядит ненатурально, а учить некоторые вещи я откровенно ленюсь. Потешек малышовых выучила много, как и детских песен из советских мультиков, и пальчиковых игр. опять-таки малышовых (когда мама сама что-то с ручкой ребенка делает). А занятия «по Железновым», пальчиковые игры, когда дети сами должны что-то делать, я откровенно саботирую, потому что лучший способдля меня  — это включить видео, пусть повторяют. За другой тетей больше шансов, чем за мной. Хотя я упрямо в очередной раз выложила в зону близкого доступа кучу распечаток.

Чем заменяю: включаю записи, мелкую моторику тренируем в играх с мелочевкой и сенсорным материалом, мамина говорильня (я это называю «мамарадио») идет, но в прозе, как у радиоведущих, которым лишь бы что-то говорить, но заполнять эфир.

  • Чтение стихов. Почему-то даже в книжках оба моих ребенка стихи не очень-то любят. Дочь, как подросла, так всегда выбирает тексты «сплошные» для вечернего чтения. И классика пока тоже не идет. Слегка удручает, по мне так поэзия — это целый пласт культуры. Хотя я и сама не замечена за перечитыванием томиков стихов Бродкого и Ахматовой. Надо пожалуй попробовать, да вслух.

Чем заменяю: мы поем. Песни детские, а также я пою свои любимые, часть, кстати, как раз на стихи поэтов серебряного века, а также народные.

  • Не люблю готовиться заранее к занятиям. Предпочитаю в процессе, а это может вызывать заминки. А по готовым матриалам иначе не получится, их надо как минимум пролистать и что-то распечатать. Хотя попробовала усилием воли освоить один из тематических комплектов по космосу, и когда заранее все готово, насколько же проще сам игры проводить! Можно переключаться между заранее известными пунктами и впускать импровизацию. Поэтому такая привычка ставится на цели в реалити (для той части занятий, которая пойдет по дидактическим и методическим материалам).

Чем заменяю: дети привыкли к такому что «поиграйте 5 минут, сейчас я вам новую игру подготовлю». Или быстро пробежалась глазами по конспекту и по мотивам что-то соорудила из подручных материлов. Гибко, экономит время, но хочется все-таки больше порядка в подготовке.

  • Бумажная скряга. Не люблю копить распечатки, потому что они… копятся. Их надо где-то хранить, систему создавать, чтобы легко найти. Предпочитаю из имеющихся материалов выудить идеи, что-то выисать на листочек в виде собственного микрокнспекта, поиграть и выбросить. Плюс подхода — действительно мало распечаток! Минус — с иной разработкой зависнешь, потому что автор так по-ухарски расположил материал на страницах, что их получилось много, а «выжимка» идей мала, поэтому я думаю, что я когда-нибудь все перекомпаную, навыдергиваю цитат и распечатаю переработанный текст, но на это надо время, оно не выделяется, и все откладывается. То есть для того, чтобы тематических занятий было больше, надо это в себе преодолеть. С другой, стороны, отбирается действительно важное и зацепившее…
  • Я недостаточно хорошо: рисую, леплю, играю на синтезаторе. То есть мне бы хотелось жти занятия проводить так, чтобы детей научить, быть примером. Но собственный уровень (субъективное его восприятие) подводит. По этому же причине у нас нет и вряд ли будет в расписании английского языка. Мне свое произношение кажется ужасным.

Как обходжу: все равно занимаюсь. Всем, кроме английского. И в процессе начинает получаться все лучше. Если стараться, а не говорить себе: «Ах, ну хотя бы так, я же не умею».

В общем, у любой слабой стороны есть ее оборотная сторона, объясняющая, почему это хорошо. Другой вопрос, готовы мы с этим смириться, приспособиться или работать и менять.

Мои сильные стороны. Уххх!

  • Я люблю играть с детьми. Это важно. Мне не надо себя заставлять. Хотя нет, иногда надо. В конкретный момент игры с детьми могут оказаться не в приоритете, и это нормально, жизнь женщины наполнена много чем. Но в целом люблю, и дурачиться люблю, не считаю это занятием не по статусу. Могу даже заиграться.
  • Я с детства люблю что-то мастерить: из бумаги, шить игрушки, разные другие виды рукоделия. То есть когда нудно что-то соорудить или купить, часто я могу найти способ обойтись подручными материалами, что-то сконструировать довольно быстро, что-то приспособить, у чего изначально другое назначение было. Это очень помогает в занятиях. Много самодельных игрушек у нас. И я за них не держусь, знаю, что могу сделать еще.
  • Я люблю петь и танцевать. Сама по себе, и с детьми тоже. Люблю музыку, искусство, слегка разбираюсь во всем этом, поэтому в творческо-эстетическо-музыкальной части я вполне себе авторитетная мама, для уровня занятий с дошкольниками.
  • Я люблю и могу придумывать новое, особенно легко дается фантазирование на заданную тему. Поэтому проводить занятия без подготовки, экспромтом дается довольно легко, и они и стали основой домашнего развития у нас на текущий момент. Минус подхода — нет учета «накопленного опыта поколений» и в любом случае это уход в «любимые» темы. Все равно кто-то уже так делал, и, возможно, делал лучше. С одной стороны, отлично, детям нравится, мы занимаемся чем-то полезным, жизнь удалась. С другой, если можно воспользоваться уже проработанным опытом, почему бы и да.
  • Могу и опять-таки люблю придумывать новые применения одним и тем же вещам. Поэтому существуют шпаргалки «Одна игрушка — много игр». Которые я, кстати, распечатала для реалити, потому что по некотоырм игуршкам нашим у меня вопросы, чтоит ли их оставлять или уже пора прощаться. Поэтому мы не берем много игрушек в дорогу, всегда можно обойтись минимальным набором и что-то приспособить на месте.
  • Я организованная мама. А значит, у меня есть план занятий. Но он требует переработки и адаптации. Но он есть. И я могу по нему жить и заниматься.
  • Я гибкая. Поэтому легко приспосабливаться под изменяющееся настроение детей, их интересы, легко переезжать с рельсов заготовленных игр в ромашковое поле свободной игры.
  • Я педагог. Не считаю, что это важное и необходимое условие веселых и полезных игр, но если есть, чего бы не указать?! Вообще, диплом учителя, на самом деле, в организации игр с маленькими детьми помогает не очень. Я ж не начфак, я историк с дополнительной специальностью «Юриспруденция».
  • Я любопытна. Мне самой интересно пробовать новое, проводить эксперименты с детьми вместе, увидеть интерсную идею и попробовать, как  у нас получится.

Все, что было выше, это не ода славы себе. Это полезное упражнение, чтобы понимать, что каждая мама уже не на нуле, у каждой свой арсенал и положительный баланс навыков, которые можно развивать. Я за то, чтобы развивать сильне стороны, а не пытаться экстренно прикрывать слабые, «выхлоп» действий «из силы» обычно больше.

День 3-4. Деятельное наблюдение за детьми.

Привет форсмажорам! На этой неделе их было 2:

1. Дочь болеет ветрянкой и сидит дома, это хорошо для занятий (она дома, мы больше успеваем), но плохо для работы (работать — не успеваю).

2. Сын залил клавиатуру ноутбука водичкой. И это на несколько дней оградило меня от набора больших текстов. На планшете без опечаток печатать я так и не научилась.

Итак, чем обычное наблюдение отличается от деятельного? Да практически ничем, если вы всегда внимательны к своим детям и пробуете что-то новое. Вот и мы пробовали больше, чем обычно. То, что раньше не «прокатывало». Почти все те же, все там же, но ведь могло быть и по-другому! Надо же пробовать!

Зачем это? Чтобы понимать, правильно ли я изначально определила приоритеты в развитии (а я сделала это в голове)… Да любая мама это держит в голове, и когда все это из головы попадает на бумагу, это зовется планом и планированием занятий. А также чтобы определить методы достижения целей и отсеять не самые эффективные.

К примеру, лет до 3-4х моя дочь была идеальный ребенок для внедрения любой методики. Она с радостью проглатывала все карточки, презентации, обучающие видео, книги и альбомы с заданиями. Все, что мама даст и сама найдет. Потом перед ней открылся во всю мощь мир сюжетно-ролевых игр, и все. Стало скучно «просто заниматься». Мама, включай фантазию. Тут и наступил расцвет наших спонтанных игр с вплетением полезняшек. И все бы ничего, но скоро в школу, да и мне систему подавай. Нащупываю.

Открытия следующие:

  • Паша уже готов включаться в сюжетные игры так, как не могла дочь в его возрасте. Она его научила это делать раньше.
  • Паше еще слабо интересны тематические занятия на любые темы. Только на любимые есть живой отклик, в остальном это надо больше мне.
  • Паша хорошо продвинулся в конструировании, лепке, рисовании с «последнего мониторинга».
  • Занятия для Ирины надо проводить короткие, с ярким сюжетом, с взаимной деятельностью, с созидательным элементом, удивлялками и «всем красивым» (це девочка).
  • Ирине, как и Паше, нужны перерывы «на подуреть» чуть чаще, чем я рассчитывала.
  • Ирина знает больше, чем я думала… про все. И про отношения между людьми. А садик мощно социализирует!
  • Мультиками как обучающим элементом надо пользоваться ооочень осторожно с моими детьми.
  • Паша лучше повторяет за сестрой, чем за мной.
  • Спортивные игры побеждают любые, по их приоритетам.
  • А еще я Ирину прямо спросила, чем бы ей хотелось и не хотелось заниматься. Больше поделок, танцев, книжек. Меньше «науки».

День 5й. Приоритеты развития.

Надо было сесть и выписать, так как они уже были «на мази». Получилось следующее:

Для Ирины — развитие навыков чтения и письма, знакомство с арифметикой и некоторыми математическими понятиями, география и жизнь людей, творчество и музыка, физические нагрузки.

Для Паши — развитие речи, «разговорение», мелкая моторика, конструирование и работа с мелкими предметами, сыпучестями и жидкостями, физические нагрузки, расширение представлений об окружающием мире.

День 6-7й (2я неделя эксперимента). Тест выкристаллизовывает план.

Для меня сейчас главная сложность — как на этот раз все оформить, чтобы план был деятельным и вдохновляющим. Хочется чего-то свежего, хочется открытий. Размышения привели к… придумыванию нескольких способов, как оформить итоги года и планы и мечты на следующий. Но не план занятий с детьми ))) Ну это пока.

Пробуем жить с учетом приоритетов. Темы, которые я взяла для ближайших недель (а это Зима и Космос), натягиваю на эти «обязательные пунктики».

Еще одна сложность — организовать занятия сразу обоих детей. Раньше было проще. Раньше Пашу было легко занять чем угодно, и заниматься с дочкой, а он либо подхватит, либо будет наблюдать. Сейчас он частенько идет против наших планов, у него свои и должны быть реализованы немедленно. Поэтому, строго говоря, нужно два «типовых сценария» дня: 1. Для дней, когда Ирина до вечера в садике, днем я занимаюсь с Пашей, напитываю его, а вечером больше внимания уделяю Ирине.

2. Для дней, когда оба ребенка дома, и их нужно либо разводить в разные места и за разные занятия, либо стремиться объединить в общий интерес.

Наблюдения и заметки на полях для себя:

  • Надо готовиться. Печатать и доставать все заранее. Иначе споры, кто маме будет помогать, крадут до половины отведенного времени на занятие, и снижают мотивацию у всех участников.
  • Нужно поработать с предметной базой. Убирать заранее отвлекающие игрушки и помещать на пол способствующие.
  • Сколько раз за неделю было, что невовремя замеченная железная дорога срывала нам много чего, потому что Паша ей занимал половину комнаты, и нам начинало категорически не хватать места.
  • Нужно ЕЩЕ уменьшить число игрушек в доступе. ЕЩЕ уменьшить число книг на полках.
  • Нужно быть предельно гибкой. Что-то получится, что-то по нескольку раз проиграется, что-то вообще не занитересует и пройдет мимо. НОРМАЛЬНО. Если идея очень зацепила меня лично, а дети не приняли, всегда можно ее отложить на время. Остальное идет лесом. Во все не переиграешь, никак.
  • Дети отлично развиваются и без меня, если у них есть интерес и нормальная «материальная база».
  • Нужно приглагать 20% усилий для достижения 80% эффекта. Правило Парето работает и в занятиях с детьми, я вижу как минимум в 2 местах это, навскидку:
  1. иногда достаточно запустить игру, чтобы дети дальше сами ее развивали. Я строю им полосу препятствий, показываю один раз, что за чем делать, потом только поправляю снаряды, если что-то уронили или оторвали. Дальше они сами пройдут полосу несколько раз, видоизменят упражнения или просто повиснут на спорткомплексе.
  2. я вложила гораздо больше усилий в занятия с Ириной, чем с Пашей. Теперь порой достаточно небольшой подсказки, как и что делать, а дальше за дело берется Ирина, разгружая меня, отрабатывая вложенное в нее время, условно говоря.

День 8. Методика. Подходы. Источники.

Я в методики раннего развития в целом верю, но ничего в чистом виде не использую, зато элементы — в ходу. Неожиданно, к примеру, снова возлюблены сыном карточки Домана, которые я хотела уже пускать на альбомы, раздавать или откладывать до создания самодельных книг с дочерью. Теперь перед сном смотрим карточки и иногда в перерывах на спокойные игры. Высокий темп показывания, проговаривание изображенного. У нас порядка 200-300 карточек по темам есть точно. Другие условия «по доману» не соблюдаются.

Кубики Зайцева. Я их достала, ищу место. Пособие требует много места. Посмотрим, сделает ли это процесс чтения более легким.

Монтессори. Наблюдая за Пашей, мне захотелось более подробно никнуть в методику Монтессори, особенно в ту часть, которая про связь с природой и бытовое самообслуживание. Благо, материал такой есть, есть, что изучать. Эра переливаний у нас, и я уже от нее страдаю, и физически, и морально. Вот, клавиатуру залил, то кота покормит целым пакетом молока, а сегодня зачем-то решил свойства растительного масла изучать. Потом изучали вместе его оттираемость от Паши и от всей квартиры.

Игровое чтение. Букварь. Такие «методики» чтения тоже практикуем, все по чуть-чуть, потому что ярко выраженного желания читать у Ирины нет, приходится подавать это короткими, ненапрягающими и интересными и приятными порциями.

Также буду брать элементы из готовых методических разработок. Прямо сейчас участвуем в творческо-познавательном марафоне про зиму, а также взяла я космос, тоже готовую разработку, с идеями игр, поделок, мастерилок. Отбираю то, что по возрасту и интересу.

Подвиг начала недели — разбор «методичеких залежей» накопленного в период второй беременности «всякого про развитие детей». Почему-то мне тогда в измененном состоянии сознания (у беременных разное с головой случается) показалось, что мне необходимо иметь качественные разработки по многим темам и предметам аж до школы, чтобы сэкономить себе время на поиске. Затея, вроде бы, благая. Много чего было приобретено, выменяно, скоплено, все отличное, но всего ооочень много. Нам «по готовому» можно круглосуточно заниматься. А как же спонтанные игры? Я и «готовое» вообще не очень хорошо сочетаемся. Поэтому я на этой неделе все перебрала, теперь я точно знаю, что у меня ест и для какого возраста, что я возьму в работу в ближайшее время, что далее, а что остается только передать заинтересованным, что мы переросли или вряд ли используем вообще.

День 9-10. План и его тестирование

Тестирование будет со следующей недели, когда дочь планово пойдет в садик, а пока у нас снова сплошная импровизация. «Вдруг» захотелось украсить дом, может еще и не к Новому году, но уже по-зимнему…

Ах да, план! Действительно, я решила остановиться на простом расписании, для себя. Сложность была в слиянии занятий для обоих детей, но на практике получилось вполне компактно, тем более что совсем разными делами они заниматься тоже не хотят, что происходит с одним, второму тоже надо, за редким исключением.

Также решила реализовать давнюю задумку и сделать план, который будет для Ирины, по типу чек-листа, с наклейками. А то тут на ребенка напраслину возводят, что он не любит учиться. Любит, но элемент соревновательности не помешает.

Бланк для самостоятельного заполнения Ириной

SONY DSC

Также в эти дни и на выходных занималась и продолжу заниматься организацией игрового пространства. Пока у нас много всего, на Пашу это особенно действует. Хватается за разные наборы, вываливает их из тары, идет за следующим. Потому что в отличие от стеллажа икеевского, в имеющейся стенке сложнее соблюдать режим доступности. Она доступна вся и сразу, ранжировать по возрасту не получается. Поэтому буду просто убирать, на полку в кабинете, которая под потолком.

Также у нас довольно много накопилось игрушек из серии «Паша еще пару раз позанимается, и можно сказать, что освоил, и можно убирать». Как раз сейчас занимаемся «доигрыванием» в них. Скоро Новый год, все подарки уже заказаны, а скольо сюрпризов будет, чую. Надо место освобождать.