shporgalka

Во времена нашего детства книг и журналов «про детей» практически не было, и нашим родителям приходилось самим выдумывать игры для нас маленьких. Сейчас настало время другой крайности – информация доступна, книг, сайтов, форумов о том, как заниматься с детьми – море. Казалось бы, бери и занимайся. У любой современной мамы в компьютере найдется масса материалов об играх и развитии, а много ли из накопленного удалось воплотить на практике? Как из коллекционера идей занятий с детьми превратиться в активную мамочку?

Вот вы прочитали очередную статью, где нашли замечательную подборку игр на улице (сейчас во многих рассылках такие письма приходят). Самое простое – понадеяться на память, чуть сложнее – нажать кнопку «Сохранить», причем в такое место на компьютере, чтобы это реально было найти. Однако к практическому воплощению вас это не приближает. Поэтому:

  1. Вариант первый, очевидный —  пойти и сразу сделать! Именно сегодня во время прогулки «зарыть клад», попробовать все 10 игр с мячом (если об этом была вдохновившая статья). Если воплотите идею сразу, шансов забыть гораздо меньше.
  2.  Вариант второй, всерьез и надолго — сделать себе шпаргалку!

Шпаргалка – это в компактном виде оформленный список основных идей: в нашем случае перечень игр, развивающих занятий или просто выписанные в столбик интересные мысли.

Кстати, вот здесь собраны шпаргалки по 30 популярным игрушкам: как их использовать в играх и занятиях, джля малышей и дошкольников.

Подумайте, в каком виде вам удобнее будет хранить свою игротеку

Карманный блокнот, записная книжка, карточки… Почему бумажный носитель, а не компьютер? Во-первых, записывая, мы лучше запоминаем. Во-вторых, блокнот или карточки всегда доступны, их можно взять с собой в дорогу или на прогулку. Только появился вопрос: «Чем занять ребенка? Во что поиграть?» — сразу взяли и подглядели (на то и шпаргалка!).

Если выбрали блокнот, лучше всего завести в нем разделы, выделив для каждого несколько листов. Например, игры на улице, развитие речи, ролевые игры и так далее.  Тогда ваша копилка идей никогда не превратится в свалку. Идеален будет органайзер или алфавитная книжка, когда любой раздел можно очень быстро открыть. Конечно, любой блокнот можно превратить в органайзер, сделав закладки.

Я блокнот использую как промежуточный этап создания шпаргалок, куда можно моментально записать «свежедобытую» игрушку-развивашку, а потом заношу все в тематические карточки. Делаю небольшие, размером с игральную карту (примерно 7х10 см) карточки из белого картона и заношу туда все удачные находки и придумки по определенной сфере развития ребенка. Сортировать занятия можно и по активности («сидячие» и подвижные игры; ребенок – пассивный зритель или активный деятель), и по месту (игры на улице и дома, в дороге и для ожидания в больницах и общественных местах) – кому как удобнее. Пока дочь была совсем маленькой, у меня была единая шпаргалка по играм, так как возможности ее были еще малы. Посмотреть ее можно тут.

Можно писать шпаргалки на цветном картоне или обклеить белой бумагой колоду карт и писать на них, украсить маленькими наклейками или рисовать небольшие иллюстрации « тему» — чем интереснее оформлен ваш помощник в занятиях с ребенком, тем приятнее им пользоваться и легче завести привычку обращаться к ним постоянно.

Для примера – шпаргалка «Изучаем цвета во время прогулки»

  • Собрать несколько видов желтых, синих, … цветов (объяснить, почему большинство цветы чаще всего этих оттенков).
  • Собрать разноцветный букет (чтобы цвета цветов не повторялись).
  • Из лепестков и листьев составить мозаику, узоры.
  • Из лепестков и листьев выкладывать логические последовательности «продолжи ряд»
  • Собрать коллекцию из разных листьев.
  • Камни: собрать разноцветную коллекцию.
  • Рассмотреть внимательно песок: там все частницы разноцветные, хоть и выглядит он коричневым.
  • Найти серые/черные/белые камни:

— разные по размеру (большой, маленький, средний)
— разные по форме (округлые, прямоугольные, с острыми краями, плоские и толстые)

  • Собрать камни в кучки по цвету.
  • В песочнице просить принести формочку/совочек определенного цвета.
  • Развиваем внимательность: проходя мимо дома, попросить найти малозаметную деталь (красная дверь, зеленая лавочка, окно с желтыми щторами и т.д.)
  • Игра «А что еще такого цвета?» (пример: видим розовую скамейку – а что еще есть розовое вокруг?) Просим найти предметы одно цвета с одеждой малыша или мамы.
  • Показываем и объясняем значение цветов светофора.
  • Считаем проезжающие машины определенного цвета. Можно внимательность проверить, засекая время (1-2 минуты), провести соревнование (каждому ребенку – свой цвет, распространенный для машин).
  • Подвижные игры: Кто быстрее до оранжевых ворот? Можно давать задание неожиданно – так веселее.
  • Радуга: наблюдаем, когда она есть в небе, ищем окружающие предметы по цветам радуге.
  • Цвет неба: обращаем внимание ребенка на оттенки при разной погоде, днем и вечером, на яркие краски закатов.
  • Развиваем вкус: показываем красивые сочетания цветов и неподходящие. Это удобно на примере рекламных площадок и вывесках, удачных и неудачных примеров в любом городе хватит.
  • Подвижная игра в «светофор», из моего детства: 2 игровых поля, на границе стоит водящий, который называет цвета, а участники должны найти этот цвет на своей одежде или найти предмет такого цвета – тогда просто проходят, кто не нашел – должен перебежать на другую сторону так, чтобы водяший его не осалил (задел), если не удалось – осаленный сам становится водящим.

Напоследок – немного из личного опыта организации занятий

Теперь я действительно стараюсь сразу реализовывать все интересное, что нахожу в интернете или слышу от знакомых: возраст ребенка позволяет. И ничего, что муж удивляется, какая муха нас укусила и «чего это вы выдумали». Хотя и у нас наберется достаточно много игр, в которые играли только раз, и не потому, что не понравилось, а потому что я в нужное время не вспоминаю про них. Чтобы не забывать – нужно записывать, главное – не забыть записать! ;-).

Еще я сейчас отлично понимаю, что не надо копить про запас. Активно копировать материалы мам-блоггерш я начала, еще будучи беременной, потом возможностей просиживать в интернете стало меньше, а когда ребенку исполнился год, начались «муки совести», как, наверное, у многих мам: достаточно ли я даю ребенку? Это был второй всплеск активного скачивания. Тогда же я и начала составлять шпаргалки, НО по новым материалам, а до старых архивов добралась только недавно. И поразилась, сколько всего у меня на самом деле есть, хотя далеко не все материалы хорошего качества, потому что тогда, давно сохранялось все без разбору.

Теперь уже есть любимые ресурсы, и чем неделю тратить на разбор разношерстной информации на своем компьютере, я быстрее бы нашла все необходимое там. Нашла сегодня, когда мне это действительно необходимо. Поэтому не повторяйте моих ошибок и не забивайте голову и компьютер неактуальной информацией, а лучше применяйте сразу то, что вас действительно зацепило.  Хорошая привычка во всех сферах, а не только  в занятиях с детьми.

А как вы организуете копилку идей по занятиям с детьми? Поделитесь в комментариях!