Этот факт я осознала где-то год назад, когда старшей было 5,5 лет, а младшему – 2,5. Они стали саморазвлекающейся  бандой. Провалы случаются, и споры в этом плотно сыгранном коллективе – тоже. И все же проблема, чем занять детей, уже давно перестала быть острой для меня.

Почему так получилось?

Есть несколько объективных фактов: детей двое, у них небольшая разница в возрасте – 3 года, и младший уже достаточно большой, чтобы обслужить себя самостоятельно и не нуждаться в маме длительное время.

Статья про самостоятельность в играх здесь.  Сегодня на прицеле — время ожидания вне дома.

 Как научить детей развлекать себя самостоятельно. Уровень «фишек».

Что такое «фишки»? Это отдельные приемы, которые могут сработать, а могут и нет. Я использую следующие.

  • «Заварушка». Когда я задаю тон игре или придумываю ее тему, условия, помогаю с реквизитом для игры. Участвую в начале. Когда дети в игру включатся, через время им мама не так нужна. Если она позаботилась о том, что ее персонаж в игре – второстепенный и заменяемый, или изначально был задуман как вводный. Чем больше таких «вбросов», тем проще детям уловить суть, как это делается, как игру придумать. Со временем заварушку они в состоянии  провести сами.
  • Дать поскучать. Никак не развлекать, ничего не подсказывать, быть занятой или уставшей (лучше – занятой). Дети видят, что из мамы помощник никакой. Придется свой досуг организовывать самим. Хорошо, если они уже умеют играть и сюжетные игры для них – естественная среда обитания. Иногда несколько минут нытья перевоплощаются в длительную игру с продолжением, потому что ребенку пришлось нагружать голову, придумывать себе занятие.
  • Взять с собой нечто новое/любимое. Занимать себя детям приходится в дороге, во время ожидания в разных общественных местах. Могут помочь прихваченные игрушки из любимых и гарантированно применимых в игре (машинки, куклы). Или нечто новое. Тут работает эффект новизны. Новая вещь на время точно увлечет. Смесь первого и второго – показать детям необычные способы применения привычных вещей. Например, из горсти прищепок можно придумать массу игр и развлечений. Даже с надоевшими всем спиннерами можно придумать новые трюки.
  • Словесные игры и игры «в школу». Сначала я учила дочь играть без игрушек. Используя зрение и язык. Рассматривая вещи вокруг, придумывая слова, выполняя задания в уме. Теперь она может провести такие игры со своим компаньоном – братом или другими детьми, которым тоже скучно. Сначала показываем ребенку, потом ребенок показывает другим.
  • Влюбить в чтение. Это нам еще предстоит. Мать читает всегда и везде. Почему бы детям не перенять эту привычку? Проблем с досугом вообще никогда не будет. Будут проблемы только с наличием чтива. Дочь уже просит брать с собой книжки, когда предстоит долго ждать чего-то вне дома.
  • Блокнот и ручка (карандаши, фломастеры). Выручит и маму, и детей в любой ситуации ожидания. Можно писать, можно рисовать. Игр с бумагой и ручкой не меньше, чем словесных. Всего-то нужно научить им ребенка. Хотя бы танкам и морскому бою. Я в детстве наряды куклам могла рисовать всегда и везде. Скетчинг, опять же, в моде.

Уровень установок

Можно знать 100500 способов развлечь ребенка в дороге/очереди/на прогулке  и так и не смочь приучить его их использовать самостоятельно. Потому что «фишек» мало. Нужна еще твердая мамина уверенность в следующих вещах:

  • Я имею право на свои занятия и действия в своих интересах. Я не обязана реагировать молниеносно на просьбу ребенка, если это не повредит его здоровью.
  • Дети тоже имеют право заниматься, чем хотят, если это не противоречит тому, что вы в них намерены воспитать. Речь не о вседозволенности, а о том, что иной раз их занятия идут не по нашему сценарию, ну и хорошо.
  • Дети умеют ждать. Это нормально – немного подождать, пока мама сможет исполнить просьбу, если она занята.
  • Дети могут быть настолько самостоятельны, насколько вы им позволите. Они наверняка могут сами больше, чем вы думаете, если создать им условия проявить себя.

Пока не будет внутренней уверенности, что дети справятся и без вас, а вы имеете право на отдых и свои занятия, то времени ни на отдых, ни на свои занятия не появится.