Изучать геометрические фигуры, плоские и объемные, а также некоторые другие геометрические понятия, удобно на деревянном конструкторе, или строительном наборе. Основной материал по этой теме уже опубликован ранее здесь, а в этой заметке я решила отдельно показать игру с силуэтами «с заковыкой». Подойдет для детей, уже имеющих представления о фигурах, для углубления этих представлений.

Делается игра элементарно, нужен лист бумаги, карандаш (лучше простой, проще оттереть с деталей будет) и собственно детали строительного набора. Если у вас правильный конструктор (а мы с своем магазинчике деревянных игрушек делаем как раз такие, вот, взгляните), то все детали имеют кратную ширину и высоту,  а также одинаковые проекции (для некоторых фигур), в поиске которых и состоит суть игры. Проще объяснять на конкретном примере. Вот что у меня получилось:

SONY DSC

 

Теперь берем фигуры (их можно отобрать заранее) и просим ребенка расставить их так, чтобы все силуэты закрыть. На самом деле можно это задание выполнить несколькими способами, и вот почему.

Какие открытия может сделать ребенок в ходе выполнения этого задания:

  • Некоторые фигуры, имея разную форму, могут иметь одно основание. Например, куб, параллелепипед (брусок), пирамида имеют основание — квадрат. Цилиндр (любой высоты) и конус — основание круг.
  • Одинаковое основание может быть у фигур разной длины. Например, три узких бруска могут иметь разную длину, но иметь одинакового размера  грань (ширина/высота).
  • У объемной фигуры есть несколько проекций. Фигуру можно поставить на разные грани и получить разные основания. Так, брусок можно положить плашмя, можно на ребро, можно в стойку — будут 3 разных способа найти ему место на игровом поле.

Конечно, ребенок так свои выводы не сформулирует ни в 3, ни в 5, ни в 7 лет, но суть наблюдений, если он нашел несколько способов размещения фигур, именно такая. Вот три варианта (на самом деле их больше) решения этого задания.

SONY DSCSONY DSCSONY DSC

Задание я рисовала «с ходу», а если посидеть и покрутить фигуры, можно по-настоящему сложное придумать, такое, что ребенку долго придется фигурками вслед за вами крутить и мозги нагружать работой. Задание можно усложнять, давая только определенный набор фигур для расставления, а не весь имеющийся набор, просить переставить местами 5 фигур, чтобы по-прежнему все находились в пределах контуров.