Я научным прошлым и личным опытом научена из любой истории делать далеко идущие выводы и делать обобщения. Вот и очередной наш сеанс совместного с детьми творчества выливается в статью из серии «чего ждать, а чего не ожидать от совместного творения с детьми».

Сначала история. Старшая 6-летка Ирина у меня в последнее время такая милая, послушная, исполнительная девочка, что вот, думаю, дождалась я себе полноценного партнера по творческим вечерам. Когда спокойно будем что-то мастерить (каждый свое или вместе) за размеренной беседой. Без этого бесконечного: Мама, а как? Мама, помоги! Не получается! Надоело! Или когда 5 минут позанималась и убежала.

Все так, но ведь есть еще целый Паша! И он отвечает в нашей компании за хаос. Чтобы живенько, не расслаблялись, нежданчики всякие. Из последних его подвигов:  разрисовал (когда только? Рисовали все вместе…) фломастерами пол (не отмывается), стены (оттерли), Иринино платье (бог с ним, домашнее).

Начали мы с Ириной задуманные и подготовленные заранее творческие посиделки. Я у Юли Глуховой состою в закрытом рукодельном клубе, где интересные мастер-классы раз в месяц проводятся. Думаю: сейчас включу видео, и будем все по инструкции смотреть, слушать и делать. А мастерить вознамерились отпечатки осенних листьев из алебастра. Паша возился рядом с машинками.

Только мы на листья смесь нанесли, Паша приметил нечто любопытное в нашем занятии и попросил себе «тоже цемента». Пока я наводила ему смесь, наши листья, уже подсыхающие, потеребил и пробовал перевернуть. Потом то порошок рассыплет, то смесь окажется жидкой. Пока устраняешь проблемы в одном месте, видишь отпечатки алебастра на мебели… Побегала я тогда, какая уж там радость творчества?! Запись пришлось регулярно ставить на паузу и подтянуть колонки, потому что из-за пашиных криков (он у нас громкий и в печали, и в радости) было плохо слышно ведущую.

Когда листочки подсохли, торопыги, конечно, их покрошили местами. Юля объясняла, как склеить, но для детей волшебство отпечатков и на фрагментах сработало. В общем, с формой мудрить мы не стали, перешли к раскрашиванию того, что получилось. И тут я вспомнила, как раньше мы вместе рисовали. Когда честно пытаешься рисовать свое, но постоянно приходится объяснять правила пользования красками, что не надо кисточку в краске топить, достаточно взять на кончик, что слишком густые мазки не просохнут и вообще, Паша, пожалей акрил, уже полбанки извел!!! И  все-таки каждый по паре листочков раскрасил. Дочь каждый раз сокрушается, что у меня больше на настоящее похоже, а я ей объясняю, что затем она и учится, чтобы тоже уметь.

После занятия нужно быстро: 1) закрыть краску, чтобы не сохла, 2) отмыть кисточки и палитры, потому что акрил приставучий, 3) отмыть детей, по той же причине, 4) подмести комнату, потому что листья, пыль и ошметки асбеста на полу, 5) сфотографировать результат, чтобы сохранит позитив и в следующий раз с готовностью сесть за новый творческий эксперимент.

Я еще, когда все стихло, листочки пораскрашивала, в спокойной, душевной обстановке, где я и кот, а дети убежали играть.

А теперь, собственно:

Чего ждать от совместного творчества с детьми

  • Это качественно проведенное время вместе. Это общее дело, созидание, передача опыта.
  • Это взлет до небес маминой самооценки, потому что ну по-любому вы лучше рисуете, раскрашиваете, вырезаете и лепите. А дети поражены.
  • Это требует рабочего места, каких-то материалов, возможно, подготовки или даже закупки. Я творческая барахольщица, поэтому у нас почти всегда все есть и место для работы развернуть легко, потому что все полки под это «настроены».
  • Это в любом случае уборка после. И даже если она совместная, пылесосить и мыть все равно придется. Поэтому у нас часто творческая активность случается вечером, чтобы потом сразу в душ  отмываться. Еще и напряжение снять за день, работая ручками.
  • Почувствуете себе творческим семейством. И, может, даже подарок на праздник соорудите или украшалку для дома. То бишь польза практическая.

Чего не стоит ждать от творчества с детьми:

  • Вам вряд ли удастся расслабиться и получить самой полное удовольствие от процесса. Вы тут не творец, вы – руководитель, учитель. Поэтому для души, для процессинга, для снятия напряжения лучше порисовать/повырезать отдельно. Пусть 5-10 минуточек, но со смаком.
  • Вряд ли дети будут экономно расходовать материалы для творчества и сильно беречь оборудование. Поэтому я «свои» кисточки даю только дочери «под роспись» и то если ее творческая задача того требует. А по поводу всего остального отращиваю дзен. Вырезали маленький кружок из центра листа двусторонней цветной бумаги? Зато сами. Ну и дорогую бумагу можно и убрать или под более плотным присмотром использовать, или выдавать по листу или кусочку. Так же и с красками, и с  пластилином.  Над глиной я трясусь, что не добавляет душевности в посиделки, а из пластилина хоть что лепите, и как хотите цвета смешивайте.
  • Дети вряд ли в один заход справятся со сложной поделкой, если вы не поделили заранее обязанности, кто что делает. И не надейтесь особо, что вернетесь к этому завтра. Завтра новое что-то придумаете, а старое либо забросится, либо вам придется доделывать. Но это не всегда так бывает. Из той же глины мы два дня лепили: сначала лепка, потом покраска.
  • Вы мило посидите за творческим занятием, никто не будет повышать голос и вырывать друг у друга ножницы и кисточки. Еще как будут. Для меня оптимальный вариант, когда дети сидят по разные стороны от меня, и мы заранее поделили все инструменты и материалы, у всех все одинаковое либо прикидывающееся таковым. И все равно какого-нибудь розового пластилина окажется мало, и его обоим в поделку надо (Ирине, потому что любит розовый, а Паше – потому что Ирина его взяла). Или фломастер черный один на всех. И нужен обоим сразу. Идиллия уютного вечера сразу рушится.
  • Все созданное вами сохранится. Я стараюсь фотографировать сразу, и то частенько не успеваю. Особенно если это лепка. Слепили – полюбовались – разобрали, слепили что-то новое. Или недосохшее хватать очень любим, сразу тащить в игру.

Для меня творческие занятия с детьми – самые энергоемкие. После них порой хочется сидеть в тишине и пить чай, заедая целой плиткой шоколада. Потому что материалы делят, расходуют неэкономно, мусорят, делают не так, не слушают советов, получается в результате не совсем то, что хотелось (а надо открытку тете). Сберечь нервы помогает осознанность. Я знала, что так будет, странно ждать иного, пока не выросли. Поэтому либо наслаждаюсь процессом и общением и готовлюсь заранее к уборке, отмыванию и прочим прелестям, либо зачем вообще все это затеяла?

С уборкой помогает детская инициатива.

— Мама, мы хотим рисовать!

— Не вопрос, вон бумага и краски. Вы точно все за собой уберете, краски закроете, все что достанете, вернете на место?!

— Точно-точно!

— Ловлю на слове.

И прибираются, правда. С напоминаниями, но прибираются. Гораздо охотнее, чем если бы я сказала: «А давайте порисуем!»

Поэтому у нас в последнее время и творчеством тоже заведуют дети. Подробнее о самостоятельности в играх – здесь>>