Как провести тематическое занятие с ребенком на основе имеющихся игрушек?

«Занятие на игрушках» — в чем особенности такого подхода к тематическим дням, неделькам и просто сюжетным играм?

1. Не нужно готовить дополнительный реквизит и что-то печатать. Либо это минимальная подготовка.

2. Нет повода отложить занятие, потому что «не все готово», «вот этого пособия не хватает».

3. Занятие можно провести спонтанно и так же спокойно прервать — нет сожалений, что «я готовилась, готовилась, а он/она/они играть не хотят!»

Для меня в последнее время это самый приемлемый вариант организации любых тематических игр. Ранее я уже описывала, как провожу без подготовки занятия с помощью гаджетов или доски для рисования. И по-прежнему нежно люблю недельки Олеси Широковой, моей коллеги по Клубу чудесных родителей. У нее — классический вариант тематических занятий, когда есть готовый сценарий, он распечатывается,  и в нем — варианты игр на разные направления развития, все нужные стихи и песни собраны, мультики и иллюстрации в тему и даже раскраски. Время от времени здорово позаниматься по всему готовому, когда от мамы требуется минимум усилий на подготовку.

Тут важно найти «своего» автора, с кем совпадают представления о том, как это все должно происходить. В личном архиве у меня немало хранится неделек, добытых по интернету, где вроде все тоже готовое, но не лежит душа, бумаги жалко распечатывать, либо я вижу, что задания надерганы из книг, которые мы и так читаем и прорабатываем.

Так почему бы не заниматься «по готовому» всегда? Устается. Мне кажется, самый благодатный возраст для разнообразных «тематических неделек» — 2-3,5 года. Тогда классика тем «времена года», «фрукты» и «домашние животные» идет на ура. Хотя — это от темперамента ребенка тоже зависит существенно! Я в момент написания статьи — мама дочки 4,5 лет, которой уже не то что недельки — дни тематические уже далеко не всегда интересны. У нее возраст историй и сказок, когда в играх есть сюжет.  А младший сын 1,6 лет еще не дорос до «тематик». Поэтому я, поразмыслив, зачем мне вообще нужны тематические занятия, честно призналась себе, что нужны они мне. Потому что мой мозг требует какой-то систематичности в занятиях. И, хоть план на день и неделю у нас примерный есть, чтобы все это не скатывалось у рутину и ежедневные повторения, тема дня или недели придает занятиям живость и включает воображение. Проще придумывать игры на заданную тему, а не «вообще!»

Так вот, игрушки. Если у вас есть «правильный набор» игрушек, то вам подвластны практически любые игры и темы. Про мой личный топ-10 игрушек написано здесь.  Также буквально только-только составила список игрушек по возрастам — когда и чем можно играть. Получить его можно здесь, выглядит он так:скрин м

Здесь приведу общую схему, а по мере проведения и — главное  — запечатления занятий, подход, надеюсь, станет более-менее ясен.

К примеру, захотелось нам провести занятие по теме «Африканские животные». Вспоминаем, что в доме есть по этой теме. Фигурки животных? Карточки? Книги с картинками, панорамами, детские энциклопедии, детские карты мира — все пригодится. У нас по этой теме найдется следующее:

  • Фигурки зверей мелкие и крупные (резиновые для купания)
  • Говорящий плакат «Зоопарк»
  • Рамка-вкладыш
  • Несколько паззлов
  • Карта мира с нарисованными животными, энциклопедия по географии, мелкие игровые карточки, крупные карточки.
  • Деревья для изображения джунглей
  • Песок, крашеный рис и мелкий кварц для изображения пустыни и саванны

Если я наметила такое занятие, собираю все это в одном месте (часто уже по ходу занятия, они у нас спонтанные). И на этой базе придумываю историю и задания. Примеры историй можно брать из мультиков: 33 попугая, День рождения слона, котенок с улицы Лизюкова — все те, где действие разворачивается в Африке. Сюжет несложно придумать самостоятельно: кто-то к кому-то пошел в гости, кто-то с кем-то встретился и куда-то отправился. Сюжет нужен для детей старше 2 лет. С малышом своим в 1 год 7 мес я сюжетом не обременяю наши занятия, просто показываю зверей, как они кричат, какие у них повадки, ну и с картой мы знакомимся. Одни из любимых заданий — найти пару, поставить фигурку на картинку с изображением животного. SONY DSC

 

Задания могут быть также, в зависимости от возраста ребенка, на счет, чтение, сравнение, отыгрывать разные проблемные ситуации, быть творческими, физическими или музыкальными.