zanjatiaОбычно мамам, увлекающимся ранним развитием, не терпится поскорее увидеть плоды своих трудов. Какими они будут и как скоро будут ли? И вот однажды….

Хочу поделиться двумя историями-удивленями этого лета, доказывающими, что заниматься все-таки стоит, даже если результата приходится ждать довольно долго.

1. Развитие речи: все равно заговорит!

Проникшись идеями авторов нескольких популярных методик, я начала с ребенком «развитием речи» заниматься месяцев с трех. Потешки, песенки, карточки Домана, в качестве погремушек – «кубики Зайцева». Сколько всего показано и рассказано, пропето, и речь у дочки развивалась очень даже средними темпами. Многие сверстники ее опережали по объему словарного запаса. Я решила, что это не повод забрасывать занятия, продолжала работать «мама-радио». В итоге прогресс от ребенка, который не желал повторять случайно произнесенное слово, пользуясь небольшим «универсальным набором» (папа-мама, дай-на, тут-там и т.п.) до болтушки, которая может наговорить на небольшой рассказ, ярко и с эпитетами (какая мама красивая!), знает наизусть стихи (в детской манере проговаривает концовки), зачитанных ранее и поет наизусть песни, легко разучивая новые, занял примерно 3 недели.

2. Научилась считать по мультикам?

Еще один интересный эпизод произошел буквально на днях. Ребенок «вдруг» научился называть числа от 1 до 10, называть количество предметов (в пределах шести). Случилось это так. Мы приехали в деревню к бабушке помогать с сельхозработами, дочь оставили на бабушек. Когда вернулись, они нас с удивлением спросили: «Считать научились?» Бабушка предложила ягодки, внучка ей уверенно заявила: «Надо десять!» Начали отсчитывать ягодки – все цифры и порядок их знает, на вопросы «сколько?» отвечает.

Мы тоже удивились, потому что со счетом мы дочь конечно знакомили: по карточкам Домана, счетным палочкам, кубикам с цифрами и точками, лото…. да и просто все время что-то пересчитывали. И тем не менее до этого эпизода дочь уверенно называла «один» и показывала на пальчиках «два» — и все.

Я вспомнила, что недавно, когда болела, ребенку пришлось включать мультики, в одном из них Даша-путешественница (это сериал такой интерактивный для детей) точно так же отсчитывала ягоды черники. Ребенок научился считать по мультикам? Конечно, нет, скорее это послужило «спусковым крючком» для накопленных ранее знаний. Никогда не угадаешь, что подтолкнет ребенка показать все то, чему его учит мама каждый день, с нетерпением ожидая результатов своих трудов.

Многие знакомые мамы делились наблюдениями: при смене обстановки ребенок часто «выдает» новые слова, навыки, как будто совершает скачок в развитии. У нас та же картина: как только к бабушке уедем на неделю, на второй день начинают сыпаться «перлы» от дочери. Муж даже слегка обижается, что не может этих «прорывов» наблюдать.

Все эти истории лишний раз убедили меня, что заниматься с ребенком однозначно стоит! Результат обязательно проявится, причем «вдруг» — это будет неожиданно и очень радостно. Наблюдать, как малыш все более осознанно говорит, строит первые рассуждения, делает собственные выводы, а «соображалка» его растет – это такое счастье! Причем, по личному опыту, занятия не обязательно должны быть многочасовыми и ежедневными. Это могут быть короткие и качественные занятия «все в одном», когда мы одновременно и словарный запас развиваем, и сравниваем, и считаем, повторяем цвета. Несколько сценариев таких занятий обещаю опубликовать на блоге в ближайшее время.