wallpaper_0111024x7683Весна, все растет, сажаем огород! Как мы знакомили дочь с темой роста растений в сельской местности и что делать, если нет возможности выбраться из города.

Преображения, которые происходят в природе весной – для ребенка это настоящее чудо. Поэтому на приметы приближающейся весны я начала обращать внимание дочери, как только начал сходить снег и в воздухе действительно запахло весной. В наших широтах это происходит в марте, в этом году – практически в самом его конце. Согласитесь, когда валит снег, на дворе сугробы, довольно странно объяснять ребенку, что сейчас март – весенний месяц.

Когда весна все-таки потихоньку (хоть и медленнее, чем обычно) стала заявлять о себе, я подключила весь арсенал из серии «смотрим наглядный материал, слушаем маму, потом проверяем практикой».

Начали мы с презентаций о весне, о весенних изменениях в природе, смотрели видеоролики, листали энциклопедии – о том, как меняется вид за окном, что происходит весной с животными, как пробуждаются и зарождаются вновь растения.

Очень кстати пришлась настольная игра «Времена года», где нужно было раскладывать карточки по временам года, причем отдельно отмечались изменения в животном, растительном мире и мире людей. Пробовали заполнять календарь природы (рассчитан на год, предполагается вносить туда приметы каждого месяца), однако весна нынешняя выдалась крайне нетипичная: март мало отличался от февраля, и апрель — совсем не апрель, поэтому оставила я эту затею до лета.

Отыскались подходящие карточки с логическими цепочками «сначала — потом»: как из семечка растение появляется, как цветок поливают, и он распускается. Во все это с упоением играли.

Мы рисовали весну, использовали тематические раскраски, украшали голые ветки листочками из бумаги и пластилина – все как положено.

Провели весеннюю ревизию в детской одежде: вместе с дочерью вывалили весь ее гардероб в одну кучу и разбирали, что она носила зимой (и что следует убрать на хранение), что будет носить весной (в актив), во что нарядится летом. За одно все перемеряли и вещи, их которых она выросла, отсортировали.

На прогулке активно наблюдали: каждый раз замеряли глубину снега, высматривали проталины, радовались первым листочкам и цветкам мать-и-мачехи, наблюдали, как набухают почки на деревьях, елочки разглядывали (почему зеленые?).

Попутно проводили много опытов с водой и льдом, с солнечными лучами. Темы всегодичные (лед в холодильнике всегда доступен, но сосулька интереснее, вот пример), однако круговорот воды в природе весной как раз очень наглядно можно наблюдать.

Далее началось самое интересное – практика. До реальных росточков и листочков на улице было еще далеко, а модный в настоящее время «огород на подоконнике» я не решилась заводить, потому что всю весну перед нами маячил переезд. Перспектива переезжать с ящиками и рассадой меня не радовала, поэтому мы пошли самым легким путем – отправились погостить к бабушке, у которой каждую весну все подоконники – это сплошной огород.

«В теории» дочь уже знала, что зернышко нужно посадить в землю, там через какое-то время оно прорастет, появятся листочки, для этого его нужно поливать и обеспечить светом. Мы приехали как раз удачно, когда можно было рассмотреть все стадии произрастания. Высыпали на ладошку различные семена (все они разные, интересные), рассмотрели внимательно все ящики с рассадой. Вот капуста только взошла – видны только первые два листика, вот чуть подросшая рассада огурцов, а помидоры уже «лесом» стоят. Каждый день вместе с кем-нибудь из взрослых дочь помогала рассаду поливать. Здесь, как и со всеми, наверное, детьми, самым сложным было объяснить, что растениям воды нужно не так много, потому что ребенок поливом увлекся, хочется еще и еще.

Тетя подарила Ирине «травянчика». Еще один удачный способ поглядеть на рост растений. Это игрушка в форме зверька, затянутого в капрон и набитого опилом, а сверху – семенами. В любом цветочно-садовом магазине таких увидеть можно. Если его поливать, скоро взойдут всходы, и зверек покроется густой шевелюрой из травы. С густотой у нас поначалу возникали проблемы: молодые ростки так дочери нравились, что она их объедала быстрее, чем они успевали достаточно отрасти. Потом же, когда солнышко по-хорошему пригрело, буквально за день наш то ли медведь, то ли ежик стал зеленым-зеленым. Правда, пришлось ему помогать: капрон сверху не давал листьям пробиться, пришлось его аккуратно обрезать.

Удобное расположение приусадебного участка – прямо перед домом (несмотря на то, что он трехэтажный), позволило каждый день проводить экскурсии на огород и познакомить ребенка со всеми стадиями весенних сельхозработ. Вот землю лопатой перекопали (и ребенок рядом копается с совочком, за одним на червячков поглядели), вот проборонили и сделали грядки. Для высадок в открытый грунт у нас еще довольно холодно (несмотря на май), но Ирине посчастливилось участвовать в высадке рассады в теплицу. Побывали мы и в саду, разглядели почки на деревьях, приметили, где какие ягодки летом появятся.

Все это удобно изучать и наблюдать в деревне и на приусадебном участке.

Что же можно увидеть в городе?

Примерно это же самое!

  • купить в магазине «все для сада» разных семян, рассмотреть их (попадаются очень интересные экземпляры).
  • привести в подобный магазин ребенка, весной там обычно продают рассаду и молодые саженцы плодовых деревьев, все это можно аккуратно рассмотреть.
  • побывать на рынке, там бабушки с рассадой тоже обычно кучно сидят, особо приветливые еще и расскажут и покажут все ребенку.
  • что-то элементарное можно посадить в обычный цветочный горшок или даже в банку или стакан (так с луком поступают).
  • прогуляться в парке или ботаническом саду, сравнить почки и молодые листочки на разных деревьях. В ботаническом саду обычно тоже есть теплицы, можно понаблюдать за тем, как ухаживают за рассадой и высаживают ее.
  • попробовать разбить клумбу рядом с домом. Или хотя бы в настоящей земле (а не песке) покопаться. Пусть ребенок увидит, насколько это тяжелее.
  • устроить огород в песочнице. Игрушечный, конечно. Подробнее про «песочный огород» читайте здесь.